Как справиться со страхом смерти?
Здравствуйте, Арина Юрьевна! Я Варя. Мной овладел страх смерти. Я понимаю, что смерти бояться - нормально, но я именно боюсь умереть, пока молодая. Боюсь заболеть и умереть, попасть в аварию и т.д. Тем более СМИ заполонили все источники устрашающей информацией. А сводки смертей среди молодых все возрастают. Раньше смерти боялась, но не так, был какой-то внутренний контроль, а сейчас совсем поникла. Не могу так жить, просто очень тяжело. Как справиться с этим страхом, даже не знаю. Помогите, Арина Юрьевна, пожалуйста.
Варвара, Санкт-Петербург, Россия, 26 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : В данном случае это уже невротический страх. Это Вам кажется, что Вы боитесь умереть именно пока Вы молодая, Вы также имеете все шансы бояться и в 40, и в 60, и в 80. Чтобы овладеть своим страхом, надо оказаться в процессе - изучение всех Ваших эмоций и убеждений, связанных с феноменом смерти, изменение мышления (акцент на мыслях, связанных с активностью, с жизнью, возбуждение максимума активного интереса к повседневной деятельности, экологичное отношение к информации, которая попадает к Вам, исключение ряда передач или сайтов) снижение тревожности в целом, принятие парадоксов, например, того, что никто не знает, что будет после окончания жизни, это выбор какого-то философского направления (а для этого необходимо образовываться и много читать, быть в поиске). Можно сказать, что это в некотором смысле творческий процесс, это не лечение, где Вы выпьете лекарство и свободны от душевной работы. Могу порекомендовать Ирвинга Ялома "Шопенгауэр как лекарство", также Ремарка "Жизнь взаймы", исследования на тему смерти - Арьес Филипп "Человек перед лицом смерти".