Муж завел любовницу и перестал считать меня частью семьи
Мы с мужем 18 лет в браке, нам по 43 года, у нас двое сыновей. Глобальных ссор и проблем не было, но я заметила, что муж охладел ко мне, стал сильно задерживаться вечерами, что касается секса, стал его избегать всяческими способами: то поздно пришел, то устал, то желание у него все реже, то рано вставать, то живот болит и т.д. Я сначала думала, ,может большая нагрузка на работе, нервы, устает, не высыпается, и вправду реже хочется. Но позже выяснилось, что у него появилась любовница, с которой он встречается около двух лет, он постоянно с ней переписывается, признается в любви, что она самая лучшая, что ближе ее у него никого нет, и много разных слов любви. Я даже не знала, что он способен так выражать свои чувства. При этом вел себя как примерный семьянин, не подавая виду. Но когда я его уличила в том, что у него любовница, первое, что он мне сказал, - то, что надо разводиться. Позже он сказал, что будет семья и она. И вообще стал со мной груб, стал избегать разговоров, не отвечает на звонки в течение дня. Поговорив, мы решили восстанавливать отношения, уходить из семьи он не собирается, что он любит детей, они для него семья, а я - это другое (меня в слово "семья" он не включает). Что ему все равно, прощу я его или нет - мне с этим жить. И что я женщина - придумай что-нибудь. Прощения просить он и не собирается, у мужчин это по-другому, чем у женщин, винит меня в том, что я была в халате и всегда уставшая, а она раскрепощенная, хорошая. Но что самое обидное - никогда ему не отказывала, он сам в какое-то время хотел быстрого секса и спать, после чего и у меня пропал интерес к интимным отношениям, они стали все реже, он перестал совсем проявлять инициативу. Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации, я сейчас испытываю невыносимую боль от его предательства, от того, что он так жесток ко мне, избегает меня, игнорирует, как будто я какая-то неполноценная по сравнению с его умелой любовницей. Он говорил, что у него на меня даже не реагирует член, при этом на мое предложение развестись он был против. Я не понимаю, как можно жить с человеком, который тебя не любит, так тебя унижает. И вообще с трудом выдавливает из себя, говоря мне, что любит меня и я для него много значу, а ей пишет целые письма о любви. Прошло уже полгода, секс немного наладился, стал один раз в неделю, но только с моей инициативы, на мои сексуальные смс не отвечает, в общем, он держится довольно отстраненно. Знаю, что он продолжает общаться с любовницей, хотя мне говорит, что расстался. Подскажите, как быть, как вести себя, что сказать? Стоит ли продолжать так унижаться и сохранять семью, если супруг продолжает обманывать и сам не проявляет встречных шагов (хотя считает, что я и так должна быть довольна, ведь он мне звонит, строит планы на будущее, не уходит, спим в обнимку - типа что тебе еще надо ведь все хорошо и он старается налаживать). Поймите, очень больно, когда самый близкий человек тебя предал и продолжает обманывать - я чувствую между нами пропасть. Не пойму, что он хочет? Наверное удобно иметь домработницу, статус семейного мужчины с детьми и любовницу для удовольствия. Во что верить? Как принять верное решение? Стоит ли идти с ним на откровенный разговор о том, что он чувствует ко мне, как он видит наше будущее, и что, может, ему нужна моя помощь? Я боюсь, что он хочет оставить нас двоих, но я так не смогу. Я очень хочу сохранить семью, вернуть его любовь, но как? Как верить, во что? Ведь на разговоры он не идет. Подскажите, пожалуйста, может, у Вас найдется какой-то совет для моей ситуации.
Светлана, Москва, 43 года
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : По Вашему письму у меня сложилось впечатление, что для вас показатель успешности брака - это именно секс. Но если это так, то тогда Вы должны понимать, что со временем стареющая жена неизбежно проиграет более молодой любовнице и брак либо распадется, либо станет "треугольником", в котором жена и дети останутся семьей, друзьями, близкими людьми, надежным тылом и уютным домом, и пр., а средоточием секса станет другая женщина, более молодая и свежая. Если считать, что в браке важнее всего секс - тогда именно так должен развиваться брак, переваливший за свой экватор. Подумайте, может Вас устроит такая ситуация? Но в этом случае Вы должны ее принять и отпустить мужа, т.е. позволить существовать этой любовнице. Перестать тянуть его назад к себе за сексом - (ведь он ему от Вас не нужен, увы), но создать атмосферу дружбы и душевной близости. Перестать упрекать его и демонстрировать свое уныние и недовольство, что не способствует сближению. Но возможны и иные сценарии развития зрелых браков - когда не в сексе дело, а в любви, которая умеет развиваться и сохраняться между супругами любого возраста. Поймите - "самый близкий" человек не предает. Если это происходит, значит близость была утрачена и вы жили в иллюзии. Когда и как Вы впали в эту иллюзию? Куда делась настоящая близость? Как возможно ее вернуть? Рекомендую Вам поработать с психологом индивидуально и разобраться во всем этом. Шансы восстановить семью еще есть.