Неожиданно проявилась клаустрофобия в 44 года
Недавно сделали дома ремонт. Ванну поставили маленькую, тесную - метр на метр, собственно, мыться можно только стоя. Неожиданно, когда моешься под душем и намыливаешь голову, возникает жуткий страх смерти. Не страх, что умрешь, а как будто уже смерть начала вступать в свои права и дело только в начале физических мучений. В большинстве случаев я могу совладать с этим страхом, хотя поднимается внутри волна паники - ощущение, что тебя заживо утопили или закопали, ужасающее. Самое интересное, что возникает оно не всегда, бывает, помоешься и вспоминаешь о своих страхах только уже выходя из ванны, или моешься и думаешь - будет или нет, т.е. раз на раз не приходится. В других ситуациях чувство клаустрофобии не испытывал и не испытываю - смотрел, когда нахожусь в закрытых маленьких пространствах. Товарищ рассказал, что для преодоления таких страхов есть типа тренинга - закапывание живьем в землю, с доступом кислорода, конечно. А что вы думаете об этом? Почему мог вдруг в 44 года проявиться такой страх?
Иван, Москва, Россия, 44 года
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Страх смерти может проявиться в любом возрасте. В середине жизни это может быть логично, если ростки этого страха сидели в подсознании и проявились со временем. За годы мы привязываемся к жизни и всем человеческим радостям и подсознательно сильнее боимся это потерять. Почему именно в дУше - так сказать нельзя, надо изучить анамнез и поанализировать бессознательный материал. Нужны индивидуальные консультации. Тренинг с закапыванием в землю помочь может, но надо, чтобы его проводили очень квалифицированные психологи. И все-таки, на мой взгляд, лучше сначала индивидуальная работа с психологом.