Как прекратить пьяный бред мужа?
День добрый! Ситуация следующая. Моему мужу 43 года, мне 26, мы в браке 4,5 года, нашей дочери 3. Всего мы вместе пять с половиной лет. Отношения наши сильно менялись со временем. До беременности были идеальными, во время - начали ухудшаться, было тяжело, после рождения дочки стало еще тяжелее. Потом все постепенно стало налаживаться. Когда дочери было почти два года, случилось следующее: супруг поехал на вечеринку к друзьям, после чего поехал на нашу запасную квартиру (в тот момент у нас была договоренность, что пьяным он едет туда, чтобы я не видела его в таком состоянии, о причинах - ниже). на следующий день он вернулся, ночью ему пришла смс-ка, по содержанию которой я поняла, что он пытался вызвонить для секса к себе на квартиру нашу общую знакомую (знакомая недоумевала, с тех пор мы не общаемся). про смс-ку - нет, я не проверяла до того момента его телефон, это действительно была случайность. муж объяснил это тем, что упился до "белочки", и это было состояние бреда. мы пошли к психологу (точнее - к паре, то есть беседовали вчетвером). муж категорически против психологов, но тогда согласился, и вообще тогда мне казалось, что он готов согласиться на все, лишь бы как-то исправить ситуацию. после двух месяцев терапии (отношения все это время становились все хуже), муж сказал, что уже готов развестись. мы прекратили терапию, и все как-то само собой стало лучше. (тут пояснение: муж - человек очень замкнутый, если какие-то мои слова, ситуация на работе, в мире или просто случайная мысль, его расстроят - он никогда не скажет, что это было. он будет сидеть, недовольный, в своем кабинете и пережидать это. для него самым лучшим будет, если его оставят на этот день в покое. на следующий день все становится как прежде. я - полная его противоположность, очень речевой и склонный к рефлексии человек. причиной для развода для мужа было то, что приходилось все время разговаривать, но толку от таких разговоров не было (я это объясняю тем, что не было настоящего разговора - муж мастерски умеет разговаривать, ничего на самом деле не открывая собеседнику). так вот, отношения стали налаживаться, хотя остался неприятный шлейф - теперь я проверяю его телефон. если ему приходит поздняя смс-ка, меня начинает бить дрожь, если он приезжает после пьянки (от запасной квартиры мы отказались после того случая), я проверяю, кому он звонил. и теперь случилось вот что. довольно долгое время с нами жила моя мама (она всего на два года старше моего мужа). у нас были очень тяжелые отношения с ней (в смысле: мне с мужем было очень тяжело с ней, мамой). периодически муж, напившись (напивается он где-то раз в месяц - в полтора), приходил к ней в комнату (соответствующей кондиции он достигает где-то к 3-4 утра), садился возле кровати и начинал разговаривать. сегодня случился очередной день потери самоконтроля, в 3 часа ночи муж пришел ко мне, потому что не попадал по кнопкам телефона с сообщением, что "давай позвоним бабушке, пусть она приедет и посидит с нами". я замяла эту историю, он ушел дальше смотреть футбол и прочее, через полчаса он уже не помнил этот эпизод. некоторое количество пояснений: 1. в обычной жизни супруг пьет умеренно (одна бутылка вина в неделю, растянутая во времени). периодически, как он это объясняет, ему нужно напиваться до разговоров с чертями (что он и делает), это его способ разрядки, ответ на постоянную необходимость держать все под контролем (в жизни у него очень большие нагрузки). на следующий день муж ничего не помнит из своих ночных похождений. 2. до меня муж жил с одной женщиной 15 лет и не изменял ей ни разу. сам по себе он - флегматик и интроверт, если этим терминами можно что-то объяснить. 3. мы занимаемся сексом один-два раза в месяц с момента, как я стала сильно беременна. муж говорит, что ему и не хочется чаще. секс очень хороший и становится лучше - по моим ощущениям. муж об этом ничего не говорит, на прямой вопрос, согласен ли он, говорит, что да. однако без особого пыла (впрочем, я не помню, чтобы он о чем-то отзывался с пылом). 4. мы всегда крайне редко куда-то ходили вдвоем (кроме самого начала отношений, когда мы еще не жили вместе) и почти никогда не проводили времени вместе дома (до рождения детки смотрели вместе фильмы). но сейчас количество проводимого вместе времени сокращается еще сильнее (один-два похода в кино в месяц, выезды к друзьям - с деткой, раз в несколько месяцев - выход в ресторан, на выставку, в театр). вместе с деткой, втроем, стараемся выезжать куда-нибудь раз в неделю. муж говорит, что его все устраивает, что ему нравится семья в том виде, в каком она у него есть. он хочет второго ребенка, он считает, что проводит с нами много времени (он работает из дома и приравнивает это к совместному времени). последняя наша договоренность звучит так, что мы устанавливаем минимум, который он должен посвящать нам в неделю, и он старается не вылезать за рамки. пока (первую неделю) у него получается, однако аналогичных договоренностей он нарушал уже массу. 5. муж - человек достаточно обеспеченный, я денег не зарабатываю, сижу с ребенком и занимаюсь научной деятельностью в перерывах (решение, чтобы я ушла с работы, было совместное, хотя я очень хорошо зарабатывала (может, на 20% меньше супруга). 6. у нас нет няни, и мы ее не хотим. вопрос мой состоит в следующем. по моим ощущениям, причин таких инцидентов может быть несколько. первая - это то, что наши отношения ухудшаются и на подсознательном уровне супруг ими недоволен, хоть и отрицает это, будучи трезвым. вторая - что это действительно "белочка и бред" (ведь если бы речь шла о желании именно секса, то можно было бы заказать проститутку или, хотя бы, заняться мастурбацией, однако не происходит ни того, ни другого, что, в общем, неудивительно, к этому моменту он уже еле ходит). подозреваю, что есть еще масса вариантов, о которых я не догадываюсь. вопрос, соответственно, в том, как понять, что из этого ближе к истине. следующий вопрос, что с этим делать, если это состояние бреда. каким способом, кроме развода, это прекратить? заранее спасибо.
Мария, Москва, 26 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Развод это не прекратит. Ваши отношения не являются причиной его злоупотребления алкоголем. Многие выпивают, чтобы улучшить настроение и восстановиться. Однако чрезмерное употребление алкоголя может привести к истощению запасов серотонина и дофамина - двух нейромедиаторов, которые влиzют на такие чувства, как эйфория, умиротворение, спокойствие и счастье. Тем не менее, человек продолжает выпивать в надежде, что он сможет снова достичь вот этого чувства эмоционального благополучия. Алкоголь может вызвать психологическую зависимость, это влияет на центральную нервную систему, определенные нейроны, нервные клетки в головном мозге. Когда человек вдруг перестает выпивать, это может перевозбуждать нервную систему и приводить к учащенному сердцебиению, высокому кровяному давлению и т.п. Алкоголь тогда может человеку представляться как "лекарство", как вынужденная мера. Злоупотребление алкоголем часто связано с депрессией, особенно если во время употребления можно видеть различные перепады настроения у человека. В целом алкоголизм может быть вызван несколькими факторами, в том числе генетическими, фактором социального давления и психологическими факторами. По каким симптомам можно определить, что это уже алкоголизм? 1. тяга, сильное желание пить. 2. потеря управления над ситуацией (когда выпивает) или неспособность прекратить пить. 3. физическая зависимость или абстинентный синдром. Вашему мужу надо больше узнать о том, что происходит с его телом и в его головном мозге, когда он злоупотребляет алкоголем. Конечно, ему необходима консультация специалиста (психолога, нарколога-психиатра).