Как справиться со страхом сойти с ума и заболеть шизофренией?
Собственно, я решила наконец-то написать о своей проблеме. Я просто уже в полнейшей безысходности.. Все началось больше года назад. Я тогда была на уроке литературы, обычный день. Но под середину урока со мной случилось что-то ужасное. Меня вдруг затрясло, появился страх сойти с ума. Тогда я не знала, что такое паническая атака. Весь оставшийся урок я сидела в полнейшем страхе, не понимала, что со мной происходит. Я отсчитывала минуты до конца урока, думала, что вот-вот сойду с ума. Как только урок закончился, я тут же вылетела из класса и позвонила маме. Конечно, я ей не сказала причину, я боялась и поэтому сказала, что мне плохо. Дома мне вызвали врача, страх сойти с ума сменился на страх смерти. Была одышка, сердце сильно колотилось. Вызвали врача, тот накапал валерьянки и сказал, что скоро все должно пройти. Конечно, о своих страхах я умалчивала, потому что боялась, что мама примет меня, простите, за психа. И вот началось. Каждый день я пребывала в ужасном страхе и в ужасной тревоге, в постоянной дереализации. Я вычитала много литературы в интернете по поводу моих страхов. Всё походило на ВСД и невроз. Появилось множество фобий, но они постепенно проходили, поскольку страхи сменялись. Но страх сойти с ума был всегда на первом месте, и это мучало меня целыми днями. Очень редко я отвлекалась от всего этого, занимаясь любимыми делами, то есть рисованием или прочтением любимой книги. Также помогало общение с людьми, оно мне доставляло положительные эмоции. Но тем не менее страх сойти с ума и дереализация снова возвращались, продолжая мучать меня. Иногда мне удавалось, так скажем, вырваться из дереализации, на каких-то пару минут. Но потом это состояние снова возвращалось, такое, будто я во сне, многого не воспринимаю как раньше. Жить стало скучнее, унылее. У меня появлялся страх убить себя, страх кого-либо ударить, потерять контроль над собой. Очень долго перечислять. Но мне получалось избавиться от них самой, без врачей и посторонней помощи. Я просто боялась рассказывать о своих страхах. Боролась всегда сама, поддерживая себя. Но страх сойти с ума никак не уходил. Такие липкие и навязчивые мысли сойти с ума. Вот я даже засекала день, с которого всё началось, осенью был ровно год:) И вот, буквально недавно, в интернете, я случайно наткнулась на статью про шизофрению. Это самое ужасное. Знаете, раньше я не думала, что хуже моих страхов есть что-то еще. Именно страх шизофрении. Он убивает меня изнутри, я не знаю, как с этим бороться. Я выискивала у себя симптомы шизофрении, читала про все виды этой болезни. И наткнулась на статью о вялотекущей шизофрении. Я стала считать, что у меня именно эта болезнь. Всё очень ужасно, я начала выискивать у себя наличие галлюцинации, голосов. И перед тем, как заснуть, у меня начали появляться в голове какие-то нелепые отрывки фраз, слова. Я сильно испугалась. И я поняла, что эти фразы я слышала в прошедший день, от людей, из телевизора. То есть в моей голове прокручивались фразы, которые уже были сказаны кем-то мне в течение дня. Это продолжалось около двух ночей и прошло. Но мой страх шизофрении меня не оставил и эти фразы начали появляться в обычный день, то есть уже не перед сном. Стоит мне только остаться в тишине - как понеслось. Но если отвлечься, к примеру, начать слушать музыку, включить телевизор - это всё подходит. Я прекрасно понимаю, что это обычные отрывки фраз, они не мешают мне думать, не ведут со мной диалоги, эти нелепые фразы бессмысленны и просто крутятся у меня в голове. Но мне от всего этого очень страшно. Я боюсь, что у меня шизофрения. Я сегодня от безысходности просто зарыдала. Я никогда никому не рассказывала об этих страхах, ни друзьям, ни родителям. Я первый раз кому-то об этом рассказываю. Прошу Вас помочь мне...
Александра, Санкт-Петербург, 15 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Никакой шизофрении у Вас нет. Это тревожное расстройство, а именно навязчивые мысли. Если присутствуют какие-то "спасающие" ритуалы, тогда можно говорить об ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). В ОКР участвуют - нижняя часть лобной доли коры головного мозга, хвостатое ядро, поясная извилина и таламус. Нижняя часть лобной доли коры ГМ связана с процессом оповещения мозга о проблемах. При навязчивых мыслях этот отдел активизируется, посылая сигнал в поясную извилину, что приводит к чувству беспокойства, пока проблема не будет решена. В переходе от одной мысли к другой после решения проблемы у нас участвует хвостатое ядро. И вот здесь и есть суть ситуации навязчивостей. Хвостатое ядро не выполняет своей задачи. Все области повышенно активны при ОКР и остаются в таком состоянии, не могут отключиться, продолжая посылать сигналы о проблеме (отсюда это постоянное беспокойство и чувство дереализации, деперсонализации). При том, что опасности нет, проблема решена, сигналы уже передают ошибочные предупреждения об опасности. Повышенная активность неправильно функционирующего хвостатого ядра может объясняться тем, что оно продолжает получать поток сигналов от нижней части лобной доли коры. Нужно менять эту схему ОКР за счет разблокирования связи между нижней частью лобной доли коры и поясной извилиной и нормализации функционирования хвостатого ядра. Психотерапия может влиять на работу хвостатого ядра, новая схема должна давать позитив, радость и активизировать выработку допамина, который формирует новые нейронные связи. В результате новая схема может вытеснить старую. Это рациональная психотерапия, когнитивно-поведенческая терапия. Вам нужно больше информации о том, что происходит с Вами, чтобы Вы могли переформулировать свои мысли.