Дочка зависима от подружек
Здравствуйте! Меня зовут Оксана, замужем 10 лет, дочери 9 лет. Моя дочь Инна учится в третьем классе. С первого класса она "дружит" с девочками (Дашами), но я не могу назвать это дружбой. Инна выполняет любые их просьбы и пожелания, бегает за ними как "собачка", боится что они не будут с ней дружить. Во втором классе мы занималимь с психологом, но это не помогло. Когда Инна начинает играть с другими детьми, то девочки сразу стараются чтобы сразу обращают на неё внимание и хотят чтобы она играла только с ними. Но как только Инна играют с ними, сразу перестают обращать на нее внимание, убегают от Инны. Подскажите как мне объяснить моей дочке, что надо иметь чувство собственного достоинстваю. Инночка очень добрая, ласковая и отзывчивая девочка, хорошо учится.
Оксана, Москва
Калинина Ирина

Психолог, психотерапевт, гештальт-терапевт
Ответ : То, что Вы описываете в своем письме очень похоже на зависимое поведение. У Вашей дочки не складываются равноправные отношения с другими детьми. Она так боится потерять друзей, так хочет выглядеть в их глазах "хорошей" , как будто у нее уже есть опыт потери чьей-то любви, или просто физического отсутствия любимого человека. Этот травмирующий ее опыт она больше всего на свете боится повторить. Этот опыт мог появится даже , когда она просто ждала Вас или отца или бабушку, а кто-то долго не приходил или задерживался. Что там чувство собственного достоинства по сравнению со страхом быть покинутым или отвергнутым, остаться в одиночестве ! Девочке надо дать понять , что она будет любима безотносительно того хорошая она или плохая, хорошо учится или плохо, отзывчивая или нет. Ее надо постоянно хвалить, просто за то даже , что зубы блестят. С чувством собственного достоинства ( т.е. с самооценкой ) надо работать постепенно, не пропуская ни одной ее удачи. Не стоит укорять ее за то, что она бегает за "дашами" как собачка. Можно , обняв Инночку, придумать и рассказать историю из своего детства, когда Вы возможно были в похожей ситуации и как Вы с ней справились. Но не стоит ждать очень быстрых результатов. У нее судя по Вашему письму, уже образовадся устойчивый паттерн поведения.