Нужно ли бояться смерти?
Здравствуйте, уважаемые психологи. У меня появился в последнее время страх смерти. Не то, чтобы у меня что-либо было основанием, а боюсь осознать, как так может быть, что человек уйдет в небытие? Страшно видеть мрак и ничего не смочь тогда сделать. Так ли это? Действительно нужно бояться смерти? Спасибо за скорый ответ.
Андрей , Москва, Россия, 18 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Осознавать, встраивать феномен смерти в свое видение жизни (смерть как естественная часть существования), испытывать тревогу, страх, - это нормально. В какой-то момент мы узнаем, что каждый человек умрет, и тот, который уже давно родился, и тот, который родится завтра. Это весьма сложный вопрос, должны ли мы бороться со своими мыслями о смерти, насколько и как они влиют на качество, уровень нашей жизни, на нашу личность. Многие люди стараются не думать об этом и живут так, как будто они бессмертны. Должны ли быть эти мысли, и если мы будем говорить конкретно о Вас, то многое зависит от того,например, какие у Вас религиозные предпочтения. Индуизим и буддизм представляет жизнь как цикл. В буддизме смерть не просто естественна, она желанна. Человек должен стремиться к Абсолюту, должен подавлять в себе все чувственные ощущения, вот почему смерть - необходимая ступень к Идеалу. Однако смерть еще не гарантирует достижения Абсолюта, ибо посмертная судьба человека зависит от его земной жизни. После смерти человека могут ожидать три варианта судьбы: мгновенное перерождение (так называемое переселение душ, сансара), попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану. Вы можете почитать про различные религиозные интерпретации, но большинство из них предполагают, что есть жизнь после смерти. Большинство религий основано на идее, что жизнь после смерти существует для людей, которые ведут правильный образ жизни. Вы можете обратиться к науке. Например, есть книги американского психиатра Брайана Уайсса "Много жизней, много учителей" (можно скачать в сети), психиатра Элизабет Кюблер-Росс "О смерти и умирании", исследования психиатра Яна Стивенсона о реинкарнации (например, статья "Соответствие родимых пятен и врождённых дефектов ранениям у умерших людей"), статьи Брюса Грейсона, Барбары Харрис "Консультирование людей, переживших околосмертный опыт". Точно, конечно, никто не знает, что произойдет после смерти. Вы можете для себя исследовать этот вопрос со всех точек зрения (религиозных, научных, психологических), чтобы выработать свое собственное видение или присоединиться к уже имеющимся. Это поможет Вам в большей степени управлять своим страхом.