От мамы и бабушки слышу одни упреки и обзывательства
Обращаюсь к вам, поскольку сил больше нет. Мне 18 лет. Живу в доме с мамой, дедушкой и бабушкой. Вся проблема в том, что я чувствую себя изгоем и козлом отпущения в семье. В шестом классе, когда маме позвонили и сказали, что я начал скатываться в учебе, я первый раз пошел на учебу с синяками на руках. Самое страшное, что я, пока видел за 18 лет, это дикие глаза матери, которая смотрела на меня как на выродка, звериным взглядом... Потом избиения продолжались, если маме звонили и говорили, что я не успеваю по учебе. Она никак не могла понять, что я не способен к точным наукам. По окончанию школы у меня были отличные оценки только по Украинскому, Английскому, Французскому и Китайскому языках. А она требовала от меня быть роботом, который должен знать абсолютно все. Когда начался переходный возраст, мама перестала меня понимать, а узнавала, что я что-то начудил, начинала орать: "Ты лох", "Ты лошара", "Ты тварь", "За что мне такой сын", "Чем я нагрешила"... С 15 лет бабушка начинала во всем упрекать, что я не туда положил тарелку, не там положил свои брюки, не выключил свет, не убрал обувь, и таких упреков в день я мог выслушать больше тридцати. Каждое мое действие - это упрек с ее стороны... да о чем я говорю, если она, когда слышит, что я открыл холодильник, тут же идет смотреть, сколько котлет я возьму или сколько колбасы я отрежу и уберу ли я крошки со стола. Мать никогда не была на моей стороне, говоря, что ей уже надоело выслушивать доклады от моей бабушки. В итоге уже сейчас, если что-то в доме происходит, что-то разобьется, сломается или не будет лежать на своем месте, то виноват я, я и только я. Когда я в 16 лет начал играть в рок-группе и говорил маме, что вижу себя только в музыке, то от нее я слышал только "это все несерьезно", "малолетний бред", "какой с тебя музыкант". Дед все время учит меня жить, хотя сам всю мою жизнь только лежит на кровати и смотрит телевизор, иногда выходя на перекур. Я не могу с мамой ничем поделиться, не могу рассказать о проблемах, о девушках, о моих желаниях и мечтах, потому что знаю, что все разобьется о скалы холода и упреков в том, что я ничего не добился и в том, что я никто. А ее любимая фраза - это "Ты в доме как растение". В итоге я вечно чувствую приступы депрессии, что никто не может меня понять. Я все время мечтаю о тишине. Мечтаю о космосе, где вечная тишина и никто меня не потревожит. Я последний раз говорил маме, что люблю ее, в классе пятом или четвертом. И понимаю, что не могу ей больше этого сказать, человеку, который должен быть моей последней опорой в этой жизни. А самое страшное для меня - осознание того, что я не заплачу по ним, если их не станет. Это убивает больше всего. Сейчас я хочу найти и снять квартиру вместе с другом, потому что я не в состоянии терпеть это дальше. Ну вот, вроде немного рассказал и стало легче. Интересно услышать ваш ответ. Спасибо за уделенное мне время.
Максим, Киев, Украина, 18 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Мне больно читать и знать, что происходило с Вами в Вашей семье. Дети очень восприимчивы к негативным сообщениям о себе. Взрослые часто используют насилие в отношении детей, аргументируя это образовательными целями. Они используют насилие, чтобы научить ребенка чему-то. И даже если их намерения добрые, насилие вызывает у ребенка боль, страх, печаль, гнев. Взрослые используют насилие в качестве инструмента для достижения дисциплины, послушания. Тем не менее, ребенок в основном получает несоответствующие поведенческие модели касательно своего поведения в отношениях с другими людьми, ребенок может думать, что это нормально - прибегать к насилию "из любви" или для достижения чего-то. Ребенок также может думать, что важно иметь власть, и тогда можно как угодно обращаться с другими ("Когда я вырасту, я буду делать то же самое с другими"). Если кто-то не согласен с ребенком или что-то сделал не так, он заслуживает того, чтобы быть избитым. Ребенок также узнает, что он не может быть в безопасности с теми, кто утверждают, что любит его. Чувства ребенка не имеют значения. Ребенок может думать, что он должен стремиться к тому, чтобы подчинять других или мстить другим, разрешать конфликты насильственно или справляться со стрессовыми ситуациями или проблемами, направляя агрессию против других. Или что если он нервничает, то насилие вполне допустимо (мне плохо, и всем вам будет плохо). Что говорить о своих проблемах бессмысленно. Вы уже написали то, что пережили, и это очень важно, что Вы это сделали. Ваши мысли, чувства, Ваша личность, намерения, мечты - это исключительно важно. Вы должны знать, что то, как вел себя родитель по отношению к Вам, называется психологическое и физическое насилие. Это: Умышленное пренебрежительное отношение (обзывательства) и другие формы агрессивного поведения по отношению к ребенку, которые влияют на его самооценку. Пренебрежение детскими эмоциональными потребностями, в эмоциональном тепле, отсутствие ответной реакции на эмоциональные переживания ребенка, или когда его не поддерживают в обстоятельствах, с которыми он не может справиться в одиночку. Это требования родителя, которые превышают способности ребенка. Это условность любви (например, родители любят ребенка только тогда, когда он ведет себя так, как они хотят, в противном случае они не любят его или отвергают его). Это лишение ребенка возможности развиваться и становиться самостоятельной, уникальной личностью и развить свой потенциал. Это высмеивание и публичное унижение ребенка и приписывание ему отрицательных характеристик. Это когда родитель вызывает у ребенка намеренно страх, чтобы добиться дисциплины путем запугивания, угрожая физически. Физическое насилие в любой форме телесных наказаний, в том числе те формы, которые не оставляет никаких видимых эффектов на теле, в организме. Любое насилие оставляет след на психике ребенка и недопустимо и непростительно. Вы уже выросли и можете защитить себя. Если есть такая возможность жить отдельно, снимать с другом комнату/квартиру, сделайте это. Ваше равнодушие к близким (не заплачу, если они умрут) - совершенно нормальная защитная реакция вследствие подобного обращения с их стороны. Это не говорит о Вас как о неэмоциональном, холодном человеке. Позаботьтесь о себе. Окружите себя хорошими, верными друзьями, близкими по духу людьми. Создавайте свой круг. Вы обязательно встретите кого-то, кто будет любить Вас просто так и никогда не причинит Вам вред. Я верю, что у Вас все будет хорошо, если Вы приложите к этому усилия. У Вас есть все шансы создать свою жизнь такой, как Вы желаете. Вы уникальная личность, в Вас есть индивидуальные способности, таланты. У Вас все получится. Идите вперед.