Почему одни люди боятся революции, а другие нет?
Доброго времени суток, уважаемая Оксана! Хочу спросить у Вас совета. Вы, наверное, видели в новостях, что сейчас происходит в Украине. Многие люди поддерживают протестующих, деньгами, сами приезжают, сколько людей на баррикадах были, и сколько погибло, оставив без отцов маленьких деток. Очень страшно :( Я не поддерживала такого радикального восстания, хотя поддерживала Оранжевую революцию в 2004 году еще будучи студенткой. Мне очень страшно и стыдно за свой страх. Я не говорю - что погибшие люди заслужили такой смерти, никто не заслужил, и по-человечески мне каждого жаль, но я считаю, что это был их выбор, и они знали, какой есть риск. Мы с мужем сбежали из страны, и с одной стороны мне спокойней, т.к. не страшно, что революционеры что-то сделают с не поддерживающими их идеологию, но с другой стороны - сравнивая себя с людьми, которые не боялись поддерживать революцию, мне становится стыдно за свой страх. Мой муж более активно настроен против, очень скептически, его совесть не мучает. А меня за мой выбор мучает. Ведь люди, пусть я и не согласна с этим, т.к. думаю, что все равно к власти придут нечестные политики, только другие, но люди-то верят, что можно изменить к лучшему, и готовы жизнь отдать за это. А я сижу дома, вот даже сбежала со страны как трусиха. Я даже не знаю, какой ответ хочу получить - может, почему некоторые люди боятся, а другие - нет? Буду очень благодарна, если сможете ответить.
Анна, Киев, Украина, 26 лет
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Любое революционное свержение легитимной власти - не что иное, как выброс накопившейся в массах агрессии. И чем меньше человек контролирует в себе это состояние, тем скорее он погибнет на баррикадах. Отдать жизнь, защищая женщин и детей от явного врага - это норма для мужчины. Отдать жизнь за иллюзию правды, следуя призывам не вполне честных людей - не норма, ни для мужчины, ни тем более, для женщины. Я думаю, Ваш муж просто не верит ни тем, ни другим, поэтому не хочет в этом участвовать. И хочет сохранить Вашу жизнь и жизнь ваших будущих детей. И я думаю, что люди, которые не боятся, просто верят в то, что их действия могут что-то реально изменить. Вера создает мотив, побуждает идти до конца. Если нет веры в правильность принятого решения, погибать за это никто не будет. А как на самом деле правильно - остаться и сражаться, или отойти в сторону и не участвовать в фарсе? Этого мы сейчас точно не знаем, это время покажет. А пока что каждый поступает сообразно тому, во что он верит.