Как мне побороть страх смерти?
Здравствуйте, Оксана. Помогите, пожалуйста, в последнее время у меня появилось ощущение, что я умру, особенно ночью боюсь уснуть. У меня болит сердце, и я боюсь умереть. У меня четверо детей, не хочу умирать. Как мне перебороть эту мысль?
Салтанат, Талдыкорган, Казахстан, 37 лет
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Страх смерти сопровождает человека всегда, то скрываясь в глубинах подсознания, то выходя наружу. Впервые страх смерти проявляется, как правило, в подростковом возрасте. Это похоже на некую попытку нашей психики сбалансировать ту бешеную энергию жизни, которая обуревает детей, достигших полового созревания. Впоследствии он оттесняется жизненными задачами - учеба, карьера, семья. Ближе к 40 годам страх смерти может обрушиться на нас с новой силой вместе с кризисом среднего возраста. К этому возрасту человек, как правило, достигает всего, чего он в жизни хотел или на что способен, и возникает вопрос: а что дальше? Отсутствие целей, которых нужно достичь, может породить пустоту и неуверенность в будущем. Также замечено, что существует тесная связь между страхом смерти и чувством непрожитой жизни. Иными словами, чем менее эффективно проживается жизнь, чем меньше удовлетворенность человека, тем болезненнее страх смерти. Справляться с этим я бы рекомендовала через переосмысление прожитой жизни, концентрацию на том хорошем, что удалось совершить, на своих больших и маленьких победах, и счастливых моментах. Неплохо было бы заняться дальнейшим целеполаганием - переведите свои желания и внутренние смыслы на язык объективной реальности, язык средств достижения цели. Например: "Хотелось бы хорошо танцевать" смените на "узнаю расписание кружка танцев и начну туда ходить". Страх смерти преодолевается любовью к жизни и активной занятостью, когда испытывать страхи становится просто некогда. Если самостоятельно не получится поработать над собой, можно обратиться к психологу, очно или по скайпу.