Что поделать, если мои братья — алкоголики?
Здравствуйте, Оксана! У меня в жизни происходит вот такая ситуация - мои братья злоупотребляют алкоголем. Они уже достаточно взрослые, чтобы принимать решения, у них уже есть дети, но еще такие молодые, вся жизнь впереди... для того, чтобы быть счастливыми, растить своих детей, давать им положительный пример. Об этом можно долго рассказывать. Началась эта история уже около 10 лет назад и развивалась она постепенно. Я не могу сказать, что мои братья - алкоголики. Возможно, потому что мне не позволяет так сказать моя совесть, но как назвать то, что они не проводят ни единого выходного без алкоголя, в будние же дни особенно один из братьев любит баловаться пивом в больших количествах. У одного распалась семья из-за этого, и не удалось еще раз построить отношения, хотя от них тоже остался ребенок - по той же причине не удалось. У второго тоже потихоньку распадается семья, сынишка растет - хороший мальчишка, уже все понимает, ему 6 лет. "Папа опять напился" - чему он может его научить. Мне просто до боли жалко родителей, они хорошо нас воспитывали, старались, чтобы мы ни в чем не нуждались. Только вот они почему-то всегда мотали им нервы. А я после их ухода в самостоятельную жизнь, еще достаточно долго жила с родителями, сколько я маму успокаивала после их очередной выходки... После этого у папы было два инсульта... Господи, я не понимаю, почему им совершенно не жаль родителей. Я сама столько нервов потратила... А сейчас, когда я временно езжу работать в городок, где мой дом, оставаясь у родителей с ночевкой, я снова окунаюсь в их боль. Я вижу то, как они стараются забыть, но как не переживать за судьбы своих любимых детей. Не могу понять никак - откуда у них эта зависимость. Они сейчас живут в другом городе, на Севере. Конечно, не видя так часто грустные глаза мамы и скрывающееся под маской равнодушия и веселья волнение папы... Братья не могут понять ценность жизни родителей. Из-за этого я теперь чаще всматриваюсь в их лица, замечаю, что они стареют - мне так обидно за них, и мне так хочется, чтобы они были счастливы, но я одна, а их двое... Они работают, получают неплохие деньги, но алкоголь, которым они злоупотребляют, отправляет жизни их детей, жены среднего брата, а старший так и не может построить серьезные отношения ни с кем, ведь кому нужен проблемный муж с зависимостью, который будет устраивать дома скандалы, как выпьет... Кому нужен? Только родным, которые привязаны кровными узами, но и у них терпение не железное. Почему я знаю, что никогда бы так не поступила, я могу держать под контролем себя. Не могу поверить в то, что алкоголь сильнее человека. Когда они успели так привязаться к алкоголю... Ведь им нет и 30-ти. Помогите разобраться, спасибо!
Ника, Уфа, 21 год
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Тяга к алкоголю - это следствие желания быстро и легко получить удовольствие. Ведь когда человек выпивает - ему сразу становится лучше, даже если в реальной жизни все - не очень. Но почему-то человек не желает изменить к лучшему свою реальную жизнь, а уходит в иллюзорное наслаждение - принимает "обезболивающее". Вы пишете, что ваши родители старались, чтобы дети ни в чем не нуждались. Возможно, излишняя забота и сделала ваши братьев душевно слабыми - не умеющими жертвовать, отказываться от своего в пользу общего, терпеть боль, прощать обиду, переносить стресс, отдавать больше, чем получать. Они не не хотят, они не могут всего этого, не понимают, что это нужно, чтобы быть счастливыми - но их, видимо, так воспитали! Сильное желание родителей, чтобы у детей жизнь была гладкая да мягкая, чтоб все было, да самое лучшее, и они ни в чем не нуждались, как раз и воспитывает в детях завышенные ожидания. Они начинают хотеть многого - благополучия, денег, признания, бесконфликтных отношений, но сами не вкладываются в свою жизнь достаточно, чтобы это получить. Несоответствие ожиданий реальности порождает фрустрацию. Ее и заливают алкоголем. Так что, как бы ни было жаль ваших родителей, но ситуация с братьями - это пробелы в их воспитании. Детей надо воспитывать с диалектическим подходом - с одной стороны любить и заботиться о них, с другой стороны - приучать их заботиться о родителях, друг о друге - этому надо учить с детства. Закалять физически и духовно, тренируя в них способность противостоять стрессу, учить при необходимости обходиться малым, жертвовать для другого. Сейчас, когда люди взрослые, их уже гораздо сложнее этому учить. Но, тем не менее, это возможно. Для начала, их нужно принять такими, как они есть, и снова полюбить душой. Не только они виноваты в том, что они такие, нельзя их внутренне отторгать. Это породит у них только еще большую фрустрацию. А потом потихоньку помогать понять, что если хотят в жизни счастья, надо над этим поработать. Жить рядом с зависимыми очень трудно. Раз уж у Вас появилось желание помочь своим близким, лучше Вам начать работать с психологом индивидуально. Тогда Вы сможете гораздо эффективнее помогать и братьям и родителям.