Мне уже за 50, а я так и не научилась жить
Здравствуйте, Арина! Ваш ответ о проблемах с личными границами потряс меня. Завидую Валентине, которая получила его в 26 лет... мне - 52... В этом возрасте уже говорят, что пора о душе думать. А мне кажется, что я и не жила вовсе. Забралась в свой кокон и просидела в нем всю жизнь... или проспала. Каждый раз необходимость принять решение вызывает у меня панический ужас, в это время меня выталкивают из моего кокона, и я чувствую себя маленькой напуганной девочкой, с замирающим от ужаса сердцем. Единственное мое средство защиты от реальности - это сознательное отключение памяти. Что же такое ужасное должно было случиться со мной, что, раз пережив это, я еще маленькой девочкой забралась в этот свой кокон и отказалась взрослеть. При всем при этом внешняя моя жизнь проистекает совершенно обычно, я давно и счастливо замужем, у меня замечательные взрослые дети. Только поддержание этого фасада отнимает неимоверное количество сил и энергии. Мне все время кажется, что вот-вот этот обман откроется, и все увидят, кто же я на самом деле... Я не могу и не умею говорить "нет", поэтому у меня много друзей, которые радостно этим пользуются... Я уехала подальше от своих родителей, потому что до сих пор нахожусь в полной эмоциональной зависимости от них. Когда они рядом, у меня нет своей воли. Но получилось, что я просто поменяла их на своего мужа, который принимает решения за меня... Возможно, что все, что я написала, несколько утрировано, но это только для того, чтобы сделать размытые контуры более четкими. Мне уже за 50, а я так и не научилась жить. Поверьте мне, это страшно.
Алла, Москва, 52 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Взрослые клиенты всех возрастов сопротивляются изменениям, и это нормальный этап - все они держатся за старые стереотипы мышления и привычные действия/реакции. Клиенты возраста от 45-50 лет и старше страдают от дискриминации или от терапевтического нигилизма можно сказать в отношении необходимости и эффективности психотерапии. Не может быть слишком поздно для того, чтобы работать над своими психологическими задачами, скорее это все происходит вовремя (для каждого случая, для каждого клиента свое время). Наиболее часто используемые формы психотерапии возрастных клиентов: Когнитивно-поведенческая терапия эффективна при лечении депрессии, тревоги и поведенческих расстройств. Эта терапия фокусируется на негативных мыслях и поведении, пытаясь определить дисфункциональный сценарий или этапы, чтобы определять и изменять бесполезное мышление, снижать негативное и избегающее поведение и внедрять позитивные модели поведения. Когнитивная аналитическая терапия анализирует проблемы прошлого (травмы) через диалог и осмысление. Межличностная терапия фокусируется на нарушениях в текущих отношениях. Терапевтические вмешательства направлены на улучшение коммуникаций, реструктуризацию ролей.