Заберут ли моего ребенка, если я больна ВИЧ?
Добрый день! Помогите мне в сложившейся ситуации... пожалуйста. Я на 7-м месяце беременности с диагнозом ВИЧ. (Муж об этом знает и поначалу воспринял это достойно) Мой муж, который старше меня на 23 года, нигде не работает, практически все время в запоях, и периодически меня избивает (я ни разу не обращалась в милицию). Сейчас я хочу с ним развестись, потому как устала от запоев и безденежья. Но он мне угрожает, что отберет ребенка, указав причину развода - мой диагноз. Скажите, насколько это реально и заберут ли моего малыша из-за того, что я больна? Заранее спасибо. Очень рассчитываю на Вашу помощь.
Олеся, Одесса, Украина, 30 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вам стоит обратиться в милицию и написать заявление, если побои еще повторятся, это поможет Вам в суде, если таковой состоится. Если говорить об определении места жительства ребенка через суд (если не достигнуто соглашение между бывшими супругами при разводе): Определяя место жительства, суд руководствуется в первую очередь интересами ребенка: с кем из родителей ребенку, с его точки зрения, будет лучше. Обычно суд особо обращает внимание на следующие обстоятельства: 1. Привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам. В целях установления привязанности ребенка стоит провести психолого-педагогическую экспертизу, по результатам которой будет установлено – к кому из родителей ребенок испытывает большую симпатию, и оставление с кем из них будет более плодотворно для его психосоциального развития. Но привязанность ребенка не может играть решающего значения, поскольку она может быть обусловлена и попустительским отношением к ребенку. Большинству детей понравится, если мама или папа скажут, что уроки делать не надо, но такое отношение к ребенку негативно скажется на его дальнейшем развитии. Важным фактором является наличие сводных братьев или сестер. Акцент на сформировавшихся крепких дружественных связях между ребенком и его сводными братьями или сестрами, может сыграть свою роль и подтолкнуть суд к оставлению ребенка за родителем, с которым проживают его сводные братья или сестры. 2. Возраст ребенка. С течением лет потребности ребенка меняются. И если в младенчестве основным приоритетом для ребенка выступает родительская забота, формирование правильных ценностных установок, нормальная социализация, то в подростковом возрасте акценты смещаются на возможность материального обеспечения его интеллектуального развития (оплата основного обучения, дополнительных занятий). Поэтому в малом возрасте суд может больше внимания уделить психологической привязанности ребенка, а в более старшем возрасте – материальному положению каждого из родителей. Кроме того, если ребенок старше 10 лет, то суд обязан учесть его мнение о том, с кем из родителей он хочет остаться. Мнение ребенка не является предопределяющим для решения суда, но пойти вопреки этому мнению суд может, только пояснив причины. Например, он может указать, что выраженное мнение ребенка предопределено сильным психологическим влиянием родителя, с которым последнее время находился ребенок, и в силу недостаточного развития ребенка основывается на ложно понятых интересах. 3. Нравственные и иные личные качества родителей. Личность родителей важна для суда с точки зрения ответа на вопрос: насколько каждый из них способен к воспитанию ребенка. Приоритет, конечно, будет отдан родителю, имеющему высшее образование, отлично характеризующемуся на работе, имеющему опыт воспитания детей и т.д. И наоборот, негативными характеристиками будут выступать: наличие судимости, приводы в вытрезвитель, постановка на учет в психоневрологическом диспансере и т.д. 4. Отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком. Суд будет учитывать, с кем из родителей последнее время проживал ребенок, как каждый из них исполнял родительские обязанности в период совместного проживания. Кроме того, будет учитываться уровень взаимопонимания между ребенком и каждым из родителей. 5. Возможность создания ребенку условий для надлежащего воспитания и развития. Обеспечение нормального воспитания ребенка требует денег. Поэтому суд примет во внимание материальное положение каждой из сторон: место работы, уровень заработка, существенное значение будет иметь наличие жилья в собственности. Однако высокий уровень заработка может иметь и обратную сторону – это значит, что родитель допоздна занят на работе и не сможет уделять ребенку достаточного внимания. 6. Семейное положение каждого из родителей Положительную роль могут сыграть родственники (бабушки, дедушки), которые будут оказывать помощь при воспитании. Также суд может положительно оценить наличие гражданского мужа или жены у родителя, поскольку в этом случае ребенок поступит в полноценную семью, где есть и мама, и папа. Теперь если говорить о лишении родительских прав. Статья 69 Семейного кодекса РФ. причинами лишения родительских прав могут являться: 1) уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов (т. е. родители не заботятся о здоровье, нравственном, физическом, психическом, духовном развитии ребенка, его материально-бытовом обеспечении и обучении, подготовке его к труду, а также не содержат ребенка, не имея к этому уважительных причин); 2) отказ родителей без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений. Не будет расцениваться как основание для лишения родительских прав факт нахождения несовершеннолетнего ребенка с недостатками физического или психического развития (по заявлению или с согласия родителей) в учреждениях системы социальной защиты населения, в том числе несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет в психиатрическом стационаре, так как родители имеют право устроить такого ребенка на полное государственное обеспечение; 3) злоупотребление родителей своими родительскими правами (т. е. использование родительских прав в ущерб интересам детей, например препятствие в обучении, склонение к попрошайничеству, пьянству, проституции, совершению преступления, незаконное расходование имущества ребенка и т. п.); 4) жестокое обращение родителей с детьми, включая физическое или психическое насилие над ними (речь идет о побоях, избиении ребенка, угрозах в его адрес, внушении чувства страха и т. п.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Кроме фактов насилия, жестокое обращение с детьми может проявляться также в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющем вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей. Жестокое обращение родителей с ребенком может послужить основанием для возбуждения в отношении родителей уголовного дела. Покушение на половую неприкосновенность детей является уголовно наказуемым деянием; 5) заболевание родителей хроническим алкоголизмом или наркоманией, подтвержденное соответствующим медицинским заключением. Для лишения родителей родительских прав по данному основанию в принципе достаточно установить факт наличия у родителей таких заболеваний, которые представляют особую опасность для ребенка. Ребенок оказывается в нездоровой семейной обстановке, предоставлен самому себе, страдает нравственно и физически. Совершение родителями противоправных действий против ребенка при этом необязательно, хотя они, как правило, имеют место. Для установления наличия у родителей хронического алкоголизма или наркомании и степени влияния этих заболеваний на детей на практике не исключено проведение специальной экспертизы (наркологической, психиатрической, психологической и др.). При лишении родительских прав родителей больных хроническим алкоголизмом или наркоманией их вина очевидно не прослеживается. Однако в связи с тем, что алкоголизм и наркомания возникают в результате сознательного доведения родителями себя до такого состояния, то в данном случае можно говорить о виновном поведении родителей. Хотя на практике при рассмотрении данной категории дел вопрос о вине родителей не обсуждается. Важно то, что хронический алкоголизм и наркомания родителей создают реальную угрозу для ребенка, его физического, психического и нравственного развития. Что же касается лиц, не выполняющих свои родительские обязанности вследствие иных хронических заболеваний (психическое расстройство, слабоумие, рассеянный склероз и т. п.), то они не могут быть лишены родительских прав. В таких случаях, а также тогда, когда при рассмотрении дел будет установлено, что требование о лишении родительских прав является необоснованным, но оставление ребенка у родителей опасно для него, суд вправе вынести решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства; 6) совершение родителями умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (речь идет о покушении на убийство, нанесении тяжких телесных повреждений, доведении до самоубийства, побоях, истязаниях и т. д.). По данной форме виновного поведения родителей необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, основания для лишения родительских прав отсутствуют при совершении преступления родителями по неосторожности (например, случайное причинение вреда здоровью ребенка в ходе игры, при домашних работах и т. п.). Поэтому здесь крайне важна квалификация содеянного. Во-вторых, следует иметь в виду, что согласно ст. 49 Конституции РФ виновность в совершении преступления может быть установлена только вступившим в законную силу приговором суда. И, в-третьих, виновность родителей (одного из родителей) в совершении преступления, направленного не в отношении детей или супруга, не может являться основанием для лишения их (его) родительских прав. Более того, следует иметь в виду, что при определенных обстоятельствах с осужденных родителей не снимается ответственность за воспитание детей. Так, в обязанность женщин, осужденных с применением отсрочки наказания, вменено воспитание своих малолетних детей под контролем органа опеки и попечительства и органа внутренних дел. Уклонение осужденной матери от воспитания ребенка может повлечь отмену отсрочки приговора и направление для отбывания наказания, назначенного приговором суда, с возможным последующим лишением родительских прав за уклонение от выполнения обязанностей родителя. Только обратила внимание, что Вы гражданка Украины, скорее всего. В таком случае обратитесь к юристу за консультацией.