При выступлении перед классом я начинаю дрожать
Здравствуйте! Мне 16 лет, и моя проблема связана с тем, что при выступлении перед классом я начинаю дрожать. это обычно случается при ответа у маркерной доски (у меловой более или менее нормально) и при докладе. Мне уже стало неловко. Как мне можно решить эту проблему? Заранее спасибо.
Анастасия, Москва, Россия, 16 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Почему у меловой доски Вы чувствуете себя увереннее? Вы держите мел в руке, Вам привычно, знакомо все у этой доски? Дрожь - это выражение эмоций в виде телесных проявлений, которые Вы переживаете в тот момент. Вы испытываете вегетативные изменения, например, помимо дрожи, это может быть учащенный пульс, покраснение или побледнение, слабость, повышенное потоотделение. Перед тем как Вы пойдете к доске, сфокусируйтесь на дыхании, дышите медленно, глубоко, такое дыхание поможет стабилизировать активацию автономной нервной системы. У доски можно выбрать одного человека среди слушателей, это может быть доверенное лицо или просто приятный Вам человек, и смотрите на него, когда будете отвечать. Вы можете улыбаться ему, улыбка снижает тревогу и сигнализирует телу, что нет опасности (мнимое чувство опасности и заставляет нас дрожать при выступлениях). Чтобы овладеть своими эмоциями, нужно тренироваться. Поэтому приготовьтесь, что это займет некоторое время.