Не могу справиться с волнением перед защитой диссертации
Здравствуйте, уважаемый психолог! У меня проблема, я не могу справиться с волнением в связи с предстоящей защитой диссертации. Я просто панически боюсь. До дня икс остается все меньше времени (10 дней сейчас), а у меня, как только я начинаю заниматься чем-то, связанным с подготовкой к этому дню, внутри становится просто невыносимо страшно, хочется все забросить, сесть в уголок и плакать, плакать... Я не знаю, как мне это все пережить. Пью успокоительные, но это мало что дает. сердце уже стало болеть, спать не могу... помогите советом.
Татьяна, Россия, 34 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Очень многие сталкиваются с тем, что волнение сильно мешает на экзамене или защите. Что необходимо делать: - приходите как можно чаще в аудиторию (или в похожую), где должна проходить защита; - создайте лист с возможными вопросами и ответами (выделить разными цветами или подчеркиванием, жирным шрифтом, чтобы легко было одним взглядом определить, где вопрос, где ответ), лист с выступлением и повесьте его дома на видном месте, рядом должен быть постер, где девушка улыбается (чтобы позитивное скрепление было с текстом); - проведите с другом или с мужем импровизированную ситуацию защиты, одевайтесь, словно Вы стоите перед комиссией, пригласите 2-3 друзей, которые бы Вас послушали; - перед тем, как войти в аудиторию перед защитой непосредственно, желательно сильно растереть ладони (еще можно в туалете подержать под теплой струей воды) щеки растереть (несильно, слегка до покраснения), мочки ушей растереть, очень хорошо, если надо подниматься по лестнице, равномерно, спокойно, но чтобы было учащенное сердцебиение, затем дыхание отрегулируйте: вдох (5 секунд), задерживайте дыхание (2 секунды), выдыхайте до конца (10 секунд). Так три раза. Чтобы минимизировать ступор или волнение, самое главное - это подготовка и доведение своих реакций до автоматизма, причем, делать это надо каждый день и вплоть до двери, где будет проходить защита.