Мама оказывает на меня психологическое давление
Добрый день. У меня такая проблема: из-за сложностей в отношениях с мамой у меня начались приступы беспочвенного страха. Не могу находиться в темной комнате, ночью сплю со светом, если выключаю свет, то охватывает просто невыносимый ужас, хотя в комнате тепло, уютно и никого, кроме меня, нет. Я понимаю, что эти страхи - глупости, но ничего не могу с собой поделать. Еще я боюсь заходить в подъезд одна, хотя там тоже ничего страшного нет. Ночью меня мучают кошмары, причем снится всегда один и тот же сон, что на меня наступают огромные крысы, и я ничего не могу поделать. У меня часто плохое настроение, причем портится оно мгновенно, без причин. Проявляется агрессия, злоба, ненависть ко всему окружающему. Дело в том, что у меня ужасные отношения с мамой. Она не бьет меня, но оказывает сильнейшее психологическое давление: диктует, как надо жить, с кем общаться, как надо одеваться, как ходить, как есть, как сидеть, сколько раз проветривать комнату. Все под ее контролем, вплоть до мелочей, она даже диктует мне, сколько раз в неделю мыть голову. Бывают скандалы из-за того, что я надела не те трусы, какие она советовала надеть. Все мои приятели и люди, с которыми общаюсь, становятся объектом ее нападок и насмешек, хотя эти люди - хорошие и умные, почти у всех ученые степени. Я сама занимаюсь тоже наукой, как и они. Когда я начинаю общаться с девушками, то сразу оказывается, что они мерзкие лесбиянки, которые хотят со мной переспать. Если я общаюсь с парнями, то они озабоченные, и тоже хотят меня изнасиловать и бросить. Хотя это обычные люди, с которыми у меня простое человеческое общение. В общем, все, что и кто окружает меня, становится объектом маминых нападок. Она полностью контролирует меня, читает мою почту, диктует письма моим интернет-приятелям, лазает по моим страничками в соц.сетях. Это полнейший ужас... Стоит добавить, что я совершенно нормальный человек, не пью, не курю, много работаю и много времени уделяю маме. Почему меня лишили свободы и личной жизни, я не знаю. Теперь у меня вот такое ужасное состояние, из которого я не знаю как выбраться. На мои просьбы мамы дать денег на поход к психологу, я услышала, что "нечего ерундой заниматься, это все блажь и дебильные желания избалованной идиотки, сама переживешь свои дурацкие переживания". А я чувствую себя огромной раной, которая не зарастает, а только увеличивается в размерах... Никакие разговоры, никакие мои мольбы дать мне чуть-чуть воздуха, на нее не действуют... Все это кончается тем, что мама изображает, что у нее болит сердце, падает на кровать, начинает якобы задыхаться, кричать, что умирает. Но скорую вызывать не дает. Что мне делать, как мне жить?
Оля, Москва, 20 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это эмоциональное насилие, жестокость. Мама, оскорбляя и терроризируя Вас, стремится сформировать в Вас стабильное чувство страха, желает поддерживать постоянное напряжение через запугивания, угрозы, изоляцию, отчуждая Вас от нормального социального общения. В этом ей также помогают необоснованная критичность по отношению к Вам и всем, кто к Вам приближается, она злится и устрашающе ведет себя. Все это необходимо ей, чтобы подавить Вашу волю, личность, размыть личные границы, уничтожить их, завладеть Вами и безгранично, беспрекословно потреблять Вас для себя. Она желает видеть в Вас жертву для себя, своей жизни. Вы должны быть забиты как ритуальное животное. Такому поведению может предшествовать множество причин. Чаще всего - страх (потери контроля, чтобы решать свои психологические проблемы). Если она потеряет над Вами тотальный контроль, она не сможет также как раньше справляться со своей неудовлетворенностью, тревожностью, мнительностью. Также это может быть усвоенная ею модель семьи (с ее родителями), где проявляли по отношению к ней насилие, где были недостаточные и нарушенные эмоциональные связи и коммуникация между членами семьи, возможно - последствия агрессивного поведения родителей, заброшенности в детстве, отсутствие привязанности. Вам необходимо осознать свои права, границы, вернуть себе свою жизнь, перестать убеждать маму, а начать думать, видеть, действовать по-другому. Это сложно, но если Вы хотите жить, тогда решайтесь. Например - не оправдывайтесь. В случае подобного поведения матери никогда не защищайтесь словами, никогда не подбирайте логических объяснений. Это не обычный разговор, когда что-то обсуждают конструктивно. Речь идет о намеренном эмоциональном прессинге, цель которого подавить Вас. В этот момент разговор для Вас должен быть закончен. Не отвечать на обвинения. Что бы Вы ни пытались отвечать, все равно будете не правы, найдутся другие аргументы. Когда Вы видите подобное обращение, просто не позволяйте ей говорить с Вами таким образом, поворачивайтесь спиной. Только в случае уважительного тона может быть продолжен разговор. Выставляйте границу, определяйте последствия за оскорбления, обыск, указание, какие трусы одевать. И надо выдерживать обещания. Если не выполняете обещания, опять же приучаете свои границы нарушать, нужно выстоять, поскольку нет смысла ставить границы, если Вы не можете их защищать. Если дали слабину, тогда все пропало, и это очень важно. Можете писать мне на почту arinalipkina@yahoo.com.