У мужа была любовница
Уважаемый психолог, у меня существует проблема. Три года назад, когда я была беременна мой муж нашел себе молодую любовницу. Я поставила ему ультиматум или мы или она, но он не уходил пока я не предприняла жесткие меры. В итоге все кончилось тем, что после рождения ребенка он вернулся. Но дело в том, что я до сих пор не могу ему это простить и не знаю как справиться с этим.
Ольга, Москва, 29 лет
Баркова Оксана Николаевна
Врач-психотерапевт, психиатр,

психолог
Ответ : В книги Лиз Бурбо «Твое тело говорит: Люби себя!» очень хорошо описаны этапы прщения, которые Вы самостоятельно можете пройти. Вот этапы истинного прощения, уже пройденные тысячами людей и вознагражденные чудесными результатами: 1. Определи свои эмоции (часто их бывает несколько). Осознай, в чем ты обвиняешь себя или другого человека, и определи, какие переживания это у тебя вызывает. 2. Возьми на себя ответственность. Проявить ответственность – значит осознать, что у тебя есть выбор – реагировать с любовью или со страхом. Чего ты боишься? Теперь осознай, что ты, возможно, боишься быть обвиненным в том же, в чем винишь другого человека. 3. Пойми другого человека и сними напряжение. Для того чтобы снять напряжение и понять другого человека, поставь себя на его место и почувствуй его намерения. Подумай о том, что и он, возможно, винит и себя, и тебя – в том же, в чем ты винишь его. Он боится, так же как и ты. 4. Прости себя. Это самый важный этап прощения. Для того чтобы простить себя, дай себе право бояться, проявлять слабость, заблуждаться, иметь недостатки, страдать и злиться. Прими себя таким, какой ты есть в настоящий момент, зная, что это временное состояние. 5. Почувствуй желание попросить прощения. Готовясь к этапу 6, представь себе, что просишь прощения у человека, которого ты осуждал, критиковал или в чем-то обвинял. Если этот образ вызывает у тебя чувство радости и свободы, ты готов к следующему этапу. 6. Встреться с человеком у которого хочешь попросить прощения. Расскажи ему о своих переживаниях и попроси прощения за то, что осуждал, критиковал и ненавидел его. О том, что ты сам простил его, упоминай только в том случае, если он об этом заговорит. 7. Установи связь или прими решение в отношении родителя. Вспомни подобную ситуацию в прошлом с человеком, представлявшим для тебя власть, авторитет – с отцом, матерью, дедом, бабушкой, учителем и др. Этот человек должен быть того же пола, что и тот, кого ты только что простил. Повтори с ним все этапы прощения. Если эмоции, которые ты переживаешь, направлены против тебя самого, пройди этапы 1, 2, 4, 7. Дай себе время, необходимое для прохождения всех этапов прощения. На один этап тебе может потребоваться день, на другой – год; самое главное, чтобы твое желание пройти эти этапы было искренним. Чем сильнее психологическая травма и сопротивление эго, тем больше понадобится времени. Если этап 6 окажется трудным, знай, что это сопротивляется твое эго. Если ты думаешь: «С какой стати я должен просить прощения у этого человека, если не я его обидел, а он меня? У меня были все основания злиться на него!» - это говорит твое эго, а не твое сердце. Самое главное желание твоего сердца – жить в мире и сострадании к другим. Не переживай, если человек, у которого ты просишь прощения, будет реагировать не так, как ты ожидал. Некоторые вещи практически невозможно предугадать. Он может ничего не сказать, сменить тему разговора, удивиться, отказаться говорить об этом, заплакать, попросить прощения у тебя, броситься тебе в объятия и т.д. Постарайся отнестись с пониманием к чувствам другого человека – как и, к своим собственным. Помни: простить кого-то вовсе не значит, что ты согласен с его обвинениями. Прощая кого-то, ты как бы говоришь, что смотришь глазами его сердца и видишь нечто более важное в глубине души этого человека, чем его обвинения. Благодаря этому прощению, тебе легче будет дать себе право быть самим собой и проявлять свои человеческие чувства. Желаю Вам всего хорошего.