Кесарево сечение
Добрый день, Юлия! У меня растет сын - прекрасный мальчишка. В силу обстоятельств , он родился при помощи хирургического вмешательства, кесарева сечения. Физически здоров. А накладывает ли эта операция психологические отпечатки на развитие ребенка. К сожалению, нигде подобной информации пока не встречала. Где можно об этом узнать? Спасибо.
,
Локкова Юлия

Психолог
Ответ : Больше всего исследованиями пренатального периода и процессом рождения занимался психолог Станислав Гроф. О кесаревом сечении Вы можете почитать во многих его книгах, в частности "За пределами мозга". Вот что пишет Гроф о самом процессе родов: "Ребенком этот процесс воспринимается и интерпретируется как суровое испытание, требующее предельно активной борьбы и усилий, как истинно героическое деяние. Сам момент рождения при нормальных условиях переживается как личный триумф. Опыт рождения, следовательно, функционирует психологически как прототип всех будущих ситуаций, представляющих серьезный вызов для индивида." Как считает Гроф, важно - при каких обстоятельствах было произведено кесарево сечение. Была ли это запланированная операция или кесарево сделали в процессе сложных родов. Во втором случае у ребенка может сформироваться такой паттерн поведения: "он способен работать с адекватной энергией и энтузиазмом на начальных стадиях проекта, деятельности, но теряет веру в себя перед самым завершением и вынужден опираться на внешнюю помощь для "последнего рывка". В случае запланированного кесарева в будущем возможны следующие проблемы: ребенку может быть не понятно что следует делать в ситуации борьбы. Ребенку будет свойственно брать от мира и требовать повышенного внимания к себе. Однако, если после рождения ребенок встречает любящее и чуткое отношение, многое в травматической ситуации будет уравновешено или компенсировано. Всего доброго!