Можно ли помочь тому, кто не просит о помощи?
Уважаемая Мария Владимировна! Сижу, изучаю сайты - к сожалению, ищу себе поддержки... Боюсь потерять сына, как в прямом, так и в переносном смысле. Способный красивый подросток, но поведение выбирает асоциальное. Только с нашей помощью, вернее, за наш счет получит аттестат за 11 классов. Не учится, необыкновенно изобретателен, чтобы добыть деньги (и перед воровством не остановится в том числе). В то же время на него порой накатывает совершенно черная депрессия, была уже попытка суицида. К психологам ходил, когда был поменьше, проблемы были и тогда, но возрастают с возрастом. Сейчас категорически не идет. Сменили несколько школ. Сейчас он в 11 классе, а мы - на грани отчаяния. Если парень попадет в армию, ту, которая реально есть сегодня, он погибнет, причемМне кажется, не хватает волевого решения президента и правительства. Наверняка, с ним погибнут и обидчики - он агрессивен и физически крепок. То, что он может поступить в институт, не вызывает сомнений, особенно хорошо знает английский язык, учился в Англии, правда, недолго. Но он не уживается ни в одном коллективе, в итоге коллектив его отторгает, и начинается мщение. Да, легко может уйти и з дома и бродяжничать. И в то же время он - ласковый и незащищенный ребенок, очень любящий животных, мультфильмы и фантастику. Понятно, что в коротком сообщении многого не напишешь. Может быть, Вы порекомендуете мне к-н литературу? Мы на самом деле на грани. За последние года три и я и муж постарели на 10 лет. Живем, как на вулкане. Как нам помочь ребенку? Ему плохо в этом мире, и нам тоже тяжело и плохо.
Ирина, Москва, 43 года
Пряхина Юлия

Психолог, коуч
Ответ : Ирина, здесь литература, к сожалению, не поможет. Есть конкретная ситуация, и она началась не сегодня. Сейчас, на том уровне, на котором все происходит, выбор не очень большой, но он есть. У вашего сына выраженный инфантильный комплекс, который обычно развивается в семьях, где детей опекают больше, чем им это нужно. Далее. Не надо ставить себя в позицию жертвы собственного ребенка. Зачем это? Это и вам совершенно ни к чему, да и он должен понимать, что у вас есть своя отдельная, наполненная впечатлениями жизнь. Чем семья живет, кроме проблем сына, чем «питается»? Семья, построенная вокруг ребенка, не дает ему возможности отделиться в тот момент, когда это становится необходимым для роста и адекватного психологического развития (см. предыдущий материал о подростках). Конечно же, мы любим и опекаем наших детей. Но как важно, чтобы СВОИ вопросы они, уже повзрослевшие тинэйджеры, решали САМИ! Ребенок – большая часть жизни, но ни в коем случае не вся жизнь! Такая позиция крайне важна и полезна для всех членов семьи. В том виде, в котором вы сейчас представили ситуацию, она не очень перспективна. Если вы станете над ней работать, перспектива, связанная с пониманием происходящего, появится. Про что был суицид, и в каком возрасте? Не был ли он демонстративным? Как удалось реабилитироваться? Пусть ваше отчаяние будет вашим союзником, оно говорит о том, что есть проблема в семейной системе, и она нуждается в решении. Реально сейчас помочь вы можете не сыну, а себе, и тогда у молодого человека появится шанс - взять свою жизнь под контроль, начать движение к ответственности. Пока, насколько я понимаю, ситуация идет по кругу и усугубляется. Итак, что бы я порекомендовала: 1. Привести в порядок собственные мысли и чувства, для чего очень рекомендую консультацию семейного психолога (вы и муж). Специалист поможет вам понять, что происходит на самом деле. 2. Спросить у сына, чего он хочет и каковы его планы на жизнь. Принять это к сведению. 3. Если ему нужна медицинская помощь, с вашей точки зрения, скажите ему об этом. Есть место, где таким ребятам помогают. Но на это нужна добрая воля человека, а чтобы она у него появилась, вам нужно переопределить свои семейные отношения. 4. Если он не тратит времени на учебу, предложите ему работать, сейчас в Москве много вакансий для старшеклассников. Работа на многих молодых людей оказывает просто целительное действие. (У меня есть немало тому примеров). Многие вещи становятся на место, к тому же появляются заработанные трудом деньги, а это важный и нужный опыт. Сейчас ему необходима деятельность.