Я не уверена в своей значимости из-за проблем в родительской семье
У меня уже в третий раз в жизни повторяется одна и та же ситуация. Немного о себе. Я не очень симпатичная, немного зажатая и избегаю конфликтов. Из-за проблем в семье я с детства испытываю не то, чтобы комплекс неполноценности, а неуверенность в себе, внешности, вообще своей ценности и значимости. Первый раз это произошло в школе. Одна девочка из "престижной" семьи ополчилась на меня и начала натуральную травлю. Я делала вид, что не замечаю, пропускала все шпильки и оскорбления мимо ушей. Моя подруга однажды на собрании заявила об этом при всех и та отстала. Наконец, я закончила школу, нормально отучилась в институте без проблем. Через 4 года на работе началось то же самое. Женщина старше меня лет на 10, до того нормально ко мне относившаяся, просто взъелась на меня и начала не то чтобы травлю, а игнорирование, замечания сквозь зубы, не здороваться и т.д. Я молчала, но в итоге, она настроила нашего шефа против меня и мне пришлось уйти. Я на новом месте работы. Опять проходит 5 лет и меня начинает давить одна очень амбициозная особа моих лет. Она из профессорской семьи, привыкла иметь все и о себе очень высокого мнения. Я опять молчу, но видимо, это неправильный метод. Что мне сделать? Как мне измениться, чтобы не быть мишенью для таких людей? Я знаю, что она не прочь занять мое место. Наш шеф очень гибкий человек и не захочет ссориться ни с кем из нас. От него помощи я не дождусь. И так она распустила обо мне слухи, что я бегаю доносить на нее к шефу и выставила меня в очень неприглядном свете. Пожалуйста, посоветуйте.
Анна, Архангельск
Пряхина Юлия

Психолог, коуч
Ответ : Вы очень симптоматично начали ваше письмо: из-за проблем в семье вы в детстве чувствовали неуверенность в своей ценности и значимости. Скажите пожалуйста, согласны ли вы ТЕПЕРЬ, будучи совершенно взрослым человеком, продолжать эту историю своей неценности и незначимости, которая вполне возможно и имела место в вашей семье? Те ли это знамена, под которыми вы хотите провести свою жизнь? Предполагаете ли вы начать ценить себя сами или у вас есть другие планы на этот счет? Ответьте себе на эти вопросы, а я отвечу на ваши. Ваше молчание – это действительно не метод. Вы сами дали характеристику всем тем ситуациям, которые считаете похожими. Здесь возможны два исхода: молчать, что на вашем языке означает не позиционировать себя со всеми вытекающими отсюда последствиями, или, как в свое время сделала ваша подруга, проявить себя, высказаться, не дать себя в обиду и т.д. Подруга выполнила ваши функции тогда,выступила на защиту, и все отстали, ведь так? Когда вы молчите, вы даете команду: «Можно». Это на внешнем уровне. Такие ситуации в принципе существуют на двух уровнях: внешнем и внутреннем. Молчать и говорить можно тоже по-разному и из разного состояния. И вот здесь давайте разбираться. Вы начали письмо с неуверенности. Это как раз то, что делает вас «жертвой» в подобных ситуациях. Но наверняка есть в вашей жизни ситуации, где вы как раз УВЕРЕНЫ. Вспомните их. Что это за ситуации? Какая вы, когда вы уверены? Задержите это состояние. Побудьте в нем долго, походите в нем и освойтесь. Из этого своего состояния посмотрите на теперешнюю ситуацию. Из этого состояния можно не молчать, когда важно сказать. Остальное уже детали и дело техники. Позвольте себе сыграть по своим правилам. Уверена, что это ощущение вам понравится. Что бы сейчас в сложившейся ситуации было бы вашим выигрышем? Продумайте это во всех мелких подробностях, потому что это ваша цель, то, к чему будете стремиться. И тогда про что вообще ситуация? Про что сейчас молчите? Ваша характеристика девочкам и дамам, которые определенным образом себя вели по отношению к вам, имеет четкие параметры. Девочка из «престижной семьи», амбициозная особа из профессорской семьи, дама, старше по возрасту и т.д. А если из «пролетарской» семьи", то тогда можно не молчать? Разобравшись с этим, представьте себе следующую ситуацию: вы стоите на остановке (едете в электричке, ходите по магазину), к вам подходит прекрасно выглядящая, хорошо одетая дама и аккуратно, с вежливой улыбкой вынимает из ваших рук вашу сумочку. Как вы себя в этой ситуации поведете? Будете оглядываться по сторонам в поисках поддержки, вступите с ней в вежливый диалог, строго скажите, что это ваша сумка, вступите с ней в перебранку и выясните вопрос, в своем ли она уме, и т.д. Поведите себя таким образом, чтобы остаться при своем (позиция 1), и, таким образом, чтобы остаться без сумки (позиция 2).Ощущаете разницу? Что вам нравится больше? А что привычнее? Как бы вы ХОТЕЛИ повернуть ситуацию? У вас, по сути дела, появился очередной шанс научиться самозащите. Может им воспользоваться?