Я не чувствую злости. Что со мной не так?
Мне 26 и, несмотря на то, что меня дразнили в школе, задевали в институте и т.п., каким-то образом мне удавалось никогда не показывать свою злость, с самого детства. Я не позволяю себе гневно кричать или высказывать кому-то, не выражаю злости. И у меня два вопроса по этому поводу. Во-первых, почему я не могу сердиться, даже когда у меня есть на это полное право (меня открыто унижают или оскорбляют)? И во-вторых, это может значить, что со мной что-то не так, если я не выражаю никакого гнева никогда? Может, я вообще не умею злиться?
Андрей, Санкт-Петербург, 26 лет
Елена Ракитова

Психолог-консультант по системной семейной терапии
Ответ : Я думаю, что Ваш вопрос состоит в том, чтобы определить – выражать свою злость опасно для себя самого или для окружающих вас людей?. Почему человек может не выражать злость? Потому что он никогда действительно не чувствует ее и у него все хорошо, ничто его не тревожит. Или может быть, человек не злится, потому что он умеет прощать другим людям их недостатки и слабости. Но то, как Вы описали Вашу историю «никогда не злюсь с детства», не звучит как «я на самом деле не чувствую никакого гнева». Вы можете злиться, но при этом бессознательно заменять гнев грустью, потому что выражать злость в нашем обществе не принято, это порицается. Когда вы в результате печалитесь, грустите, гнев, на самом деле, не проходит. Он просто выражается иначе, как и обиды по отношению к другим, например, в виде превосходства, высокомерия. Скорее всего, Вы заменяете свой гнев каким-то другим чувством. Позвольте себе обозначать четко свою позицию – когда Вас обижают, объявляйте «Я сейчас злюсь! Мне не нравится, что сейчас происходит». И увидите, что ничего страшного не случится, Вы просто адекватно выразите свои чувства, назовете их, проживете и не будете носить в себе, невыраженными, мучаясь вопросом «Что со мной не так?». Удачи Вам!