Могло бы быстро пройти сильное чувство?
Здравствуйте, Антон Михайлович! Помогите, пожалуйста, разобраться, стоит ли прикладывать какие-то усилия, чтобы вернуть человека или все уже бесполезно? Он мне понравился с первого взгляда. Как оказалось, я ему тоже. Для него это была первая любовь. До этого только смеялся над друзьями, которые серьезно влюблялись, и говорил, что с ним такого точно не случится. Конфликтный, вспыльчивый, жесткий, очень гордый, прямолинейный, но честный и справедливый. Немного нелюдимый. Спецназ, ветеран боевых действий. Носил меня буквально на руках, просто выпрыгивал из шкуры, если что-то было нужно, помогал всегда и во всем (у меня был свой небольшой бизнес). Говорил, что любит меня больше жизни. Если кто-то допускал по отношению ко мне какое-то не понравившееся ему высказывание, жестко ставил этого человека на место. Но все портила его гиперревность. Причем он не контролировал себя в такие моменты. Моя дочь говорила, что он не то, что любит меня, а просто помешан. Было еще одно НО: я была мыслями вся в бизнесе, он же, по большому счету, не работал, сидел дома, помогал мне (имел свой небольшой регулярный источник дохода). Нечего было делать, вот и лезли ему всякие мысли в голову. Меня же он вполне устраивал, о других подумать даже мысли в голову не приходило. Да и времени не было фигней страдать. Хотя, конечно, хотелось, чтобы он был более социальный, общительный с другими людьми, чтобы стремился достигнуть какого-то положения в обществе, определенного материального уровня. Ему же все это по барабану. Учитывая его постоянные вспышки практически беспричинной ревности, мы часто ссорились и расставались. На мировую всегда шла первая я. В очередной раз, когда я была занята, а он обиделся, что я не пишу/не звоню ему, я высказала ему все. Что он сидит дома, а его женщина работает 20 часов в сутки, ее при этом еще в чем-то обвиняют. Что он до сих пор не состоялся и не достиг ничего в жизни. И т.д. В общем, удары по мужскому самолюбию были смертельными. В результате он сказал, что никогда в жизни не подойдет больше ко мне... Прошло 8 месяцев. За это время мы ни разу не виделись, только дежурные смс по праздникам. Я вижу, что он периодически заходит на мою страницу в контакте. Но когда сложился повод увидеться, он не стал этого делать. Сразу после расставания у меня было чувство облегчения, что все закончилось. Через некоторое время стала с улыбкой и светлой грустью вспоминать этого человечка. Думала, что все в прошлом. Точка. Стала знакомиться с мужчинами. С материальным достатком и положением в обществе. Но почему-то мне хочется бежать от них. К нему. Не знаю, может, мужчины не те. Но я решила, что главное - как человек к тебе относится, как тебе рядом с ним, а не атрибуты успешности. В общем, я решила вернуть наши отношения. А он говорит, что ему ничего не нужно, что он так спокоен, когда нет неприятных разговоров и ситуаций. Что лучше ничего не начинать, иначе потом я возненавижу его еще больше. Отрицает, что у него остались какие-то чувства ко мне. Неужели сильное чувство могло так быстро пройти?
Юлия, Россия, 42 года
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Влюбленность вообще такая штука, что пройти может быстро. Ведь чем она отличается от любви? Тем, что она "сама пришла", "сама ушла". Человек ведь не вкладывает в отношения, я просто едет на топливе гормонов... При этом чем сильнее это чувство - тем может быть короче. Потому что в состоянии мании, одержимости невозможно находиться долго - организм устает, изнашивается. Самое сильное, долгое и крепкое чувство - наоборот, спокойное, осознанное, на которое потрачены еще и годы усилий... Ваши удары по его самолюбию были справедливы, в общем-то. Действительно, //он же, по большому счету, не работал, сидел дома, помогал мне... Что он до сих пор не состоялся и не достиг ничего в жизни//. Правда ведь? Это правда о его жизни. А он ожидал, что он будет продолжать ничего не делать, а вы - работать по 20 часов и еще им восхищаться? Странные ожидания для "настоящего мужчины"... //Сразу после расставания у меня было чувство облегчения, что все закончилось//. Видимо, не просто так? В частности, потому что: //Причем он не контролировал себя в такие моменты.// И это, в общем, страшновато... Кто знает, чем могло бы закончиться. Потому, видимо, и облегчение. Вы подспудно чувствовали опасность. //Но я решила, что главное - как человек к тебе относится, как тебе рядом с ним, а не атрибуты успешности. // А как человек относится, если не вносит материальный вклад в развитие отношений, тем более он - мужчина? А как человек относится, если страдает гиперревностью и не контролирует себя? А как человек к вам относится, если не может вынести никакой критики и никаких замечаний? Этот человек действительно к вам хорошо относится? Вот честно - мне так не показалось, т.е. я не назвал бы это действительно ХОРОШИМ отношением. Отношение состоит в том числе из способности помочь, из уважения к потребностям, из уважения к личности другого, из возможности доверять ему (а не присваивать и ревновать)... Вы, видимо, приняли за хорошее отношение бурное выражение эмоций. Но это - только верхушка айсберга, и вы в этом убедились. Думаю, прежде всего вам стоит понять, из-за чего вас так сильно потянуло к такому небезопасному вообще-то человеку... Найдите на моих сайтах статью "любовь к плохим мальчикам" (ссылки на сайты - здесь в профиле на Клео), возможно, вы поймете хотя бы, где искать подобные мотивы.