Я уже думаю о разводе, а он не замечает...
Здравствуйте! Можно ли помочь семье, если женщина на грани принятия решения о разводе, а мужчина как будто этого не замечает? Ситуация такая: Мы живем в гражданском браке 7 лет. У нас двое совместных детей, дошкольников, и еще у меня старший ребенок от предыдущего брака. У моего супруга предыдущего опыта супружеских отношений нет. Он не пьет, не курит, работает (водителем), но это единственные его достоинства. В силу своей национальности он молчун, эмоций не проявляет, да и вообще не разговаривает со мной, с детьми. Абсолютно безынициативен. Работает, спит, ест и все. Никогда не похвалит детей и не поиграет с ними, нам с ним не о чем говорить, да он и не высказывает никогда своего мнения, я подозреваю, что у него его просто нет! Как-то сказала ему, что нас нельзя назвать семьей, мы ничего не делаем вместе, кажется, он даже не понял, о чем я. Ему не нравится, если я его прошу помочь мне по хозяйству или поиграть с детьми. Нет, он не отказывается, но от моей просьбы до дела может пройти от 30 минут до... бесконечности, или он может просто заснуть. Это у него, видимо, такая защитная реакция организма. Я тоже работаю, зарабатываю нормально, на жизнь хватит и без него. Но окончательное решение принять пока не могу, кажется, еще не все попробовала сделать для налаживания наших отношений. Только вот уверенности в том, что их можно наладить, у меня уже почти нет, да и сил тоже. Когда дети были совсем маленькими, о разводе я старалась не думать. Потом у меня была сложная ситуация на работе. Сейчас, когда младшему почти 4 года, и на работе тоже стабильно (оговорюсь - на данный момент), потребности мои сильно изменились. Уже не надо ухаживать за детьми 24 часа в сутки, появилось немного времени на размышления. В нашей семье я чувствую себя матерью-одиночкой. Практически все решения принимаю только я, т.к. мужчина либо на работе, либо спит, или не заинтересован. Может, это такая категория людей, которым ничего не надо? Но мне-то надо, и детям тоже, мы все живые. С детьми все общение сводится к тому, что папа рычит на них, если они что-то уронили, или бегают по квартире, то бишь причиняют ему беспокойство, а вот чтобы занять детей - это для него из области недосягаемого. Я ему и подсказывала, и прямо говорила, но его не хватает даже на то, чтобы встать с дивана, а ведь с детьми нужно терпение. Может, этот мужчина просто не повзрослел? Все наше с ним общение состоит только из договоренностей, кто посидит с детьми, когда другому надо куда-то идти. Разве это семья? Друзей у него нет, коллеги по работе и какие-то приятели, конечно, есть, но и только. Но никто и никогда из них не приходил к нам домой, даже на 5 минут. Когда мужчина входит домой с работы, у меня сразу портится настроение, и лицо приобретает угрюмое выражение. Раньше я улыбалась и была веселой, а теперь мне весело только при общении с детьми или с друзьями, на работе, но не с ним. Мне мой мужчина не уделяет внимания вообще. В лучшем случае "привет-пока". Конечно, он сходит за лекарством в аптеку, если я болею. Это можно считать достоинством? Я со своей стороны считаю это обязательством супругов. Когда мы разговариваем с ним, он может повернуться и выйти из комнаты, не дослушав моей фразы до конца (неуважение). Выйти, ничего не сказав, не объяснив. То ли я бежать за ним должна и договаривать. Спрашиваю у него, почему так делает, он молчит! Не может объяснить, почему так. И я не могу объяснить это себе тоже. Неоднократно пыталась себе оправдать его поведение, типа устал, не услышал, ошибся. Но кажется, ошиблась я - в выборе спутника жизни и папы своим детям. Можно ли что-то сделать в нашей ситуации?
Ольга, Скандинавия, 40 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Видимо, ваш мужчина такой не в силу национальности, а в силу своей семейной истории. Если ребенка растили в казенной обстановке, подавляли его потребности, мешали самовыражаться, постоянно критиковали, запрещали, "строили" - он вырастет именно таким, причем в ЛЮБОЙ стране. Он будет как бы "неживой". Потому что все живое в нем было подавлено (как и собственное мнение тоже, вместе с эмоциями). Он не знает, что такое живые отношения, потому что в его семье не было живых. И опыта семейной жизни у него не было. Так что и неоткуда взяться вообще представлению о теплых и живых отношениях. Вопрос лишь в том, готов ли он признавать проблему. Вообще в такой ситуации это может сделать далеко не каждый. Ведь столько лет уже прожито в подобном состоянии... Это на самом деле страшно - вдруг открыть, что ты все эти годы не жил. Все, что вы можете сделать, это ясно обозначить свои пожелания и донести до него, что вы не сможете в этом жить. Что у вас - другие потребности. Что вам от жизни нужно куда больше, чем ему. И что если он готов меняться - вы тоже будете готовы меняться и делать шаги ему навстречу, помогать и т.д. Но ему для этого придется разбираться в том, что он хочет, вообще учиться хотеть и помимо этого учиться озвучивать свои потребности и выражать свои чувства. Если он откажется - вы уже ничего не сможете сделать. И останется только признать, что это был печальный опыт, как можно отчетливее для себя сформировать представление о той семье, которую вы хотели бы иметь, и встать на путь поиска тех отношений, которые вас реально будут устраивать.