У мужа назревает вторая семья
Уважаемый Антон Михайлович! Месяц назад с моим мужем начали происходить перемены, поскольку это второй брак для на обоих, и причина развала моего первого брака, длившегося 14 лет, - это уход к девушке - подчиненной младше на 10 лет, я узнала в нынешнем муже похожие симптомы. Не выясняла, не лезла в почту и телефон, просто наблюдала за происходящим, но вот 3 дня назад, когда, так скажем, припекло я все-таки затеяла разговор о том, что мне не хватает внимания, тепла, секса, наконец, он стал отмазываться проблемами на работе и усталостью, потом начал обвинять меня, я это уже проходила и поэтому насторожилась еще больше, дальше - хуже, муж начал говорить о том, что он снимет квартиру и уйдет, тут я вообще ничего не поняла, потому что хорошо знаю его - мы вместе 10 лет, скандалов между нами не было, а маленькие стычки решались путем переговоров. Тогда я сказала мужу, что обычно в никуда уходят крайне редко, что я заметила охлаждение месяц назад, и что если у него есть роман, то недолгий, ну и, соответственно, раз он недолгий, то уходят в таком случае только при очень веском аргументе - беременность. Он опешил и сразу во всем сознался. Он признался, что у него сорвало башню, что там двое маленьких детей, дело в том, что у нас общих детей нет, у мужа от первого брака дочь 15 лет, с которой он общается раз в год, так как там конфликт между ним и бывшей женой - а ребенок оружие, и у меня от первого брака двое детей - 24 года и 15 лет, сыновья, старший с нами уже не живет. Ребенка общего мы не завели, так как вначале наши дети были маленькие, а когда исполнилось по 39 лет, решились - но безуспешно, он всегда говорил, что хочет ребенка, но заставить его сдать анализы, сходить к врачу и принять лекарства - это отмазки, то завтра, то рецепт потерял, в общем, год назад мне было 41, и я опустила руки, мы поговорили и договорились, что пробовать больше не будем и претензий друг к другу не будет. И вот такая новость. В общем, муж вначале готовил меня к тому, что он уйдет, а потом резко поменял мнение, поговорил с любовницей, сказал, что остается в семье, она отказывается делать аборт, сказала, что воспитает и без него, муж приехал и сказал, что между ними все кончено и он решил этот вопрос. Только мне кажется, что это не окончательно, потому что главный вопрос не решен, зная своего мужа, который любит опекать, зная его желание иметь ребенка, я думаю, что, оставшись со мной, он будет продолжать ездить к ней помогать, он сейчас возит ее детей в садик, помогает ей, это в моем понимании - жить на две семьи, я сказала ему об этом, он согласился, то есть получается, если она оставит ребенка, автоматически мы разводимся. Мой вопрос, как мне вести себя сейчас? Я вижу, что ему тяжело очень, он тоже почти не ест, как и я, и спим мы по 4 часа последние три дня, поддерживаем друг друга как можем, иногда подшучиваю над ним по этому поводу, но беременность месяц, срок маленький, он говорит, что не знает, как найти слова, чтобы донести ей, что аборт сделать надо, в общем, я не знаю, нужно ли ему советовать, как себя с ней вести, и вообще нужно ли вести такие разговоры, ставить условием аборт или нет, я тоже запуталась, при нем стараюсь держаться, так иногда срываюсь, но в меру, держу в себе.
Светлана, Россия, Краснодар, 42 года
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Ситуация действительно сложная. Но давайте попробуем разложить по полочкам. 1. Если ваш муж на самом деле не хочет появления ребенка и хочет остаться в вашей с ним семье - для этого есть только одно решение: отказаться от общения с этой женщиной и твердо дать понять, что он не будет участвовать в воспитании ребенка и общаться с ней не будет. А пока он ездит и помогает, она естественным порядком будет уверяться в том, что у нее есть рычаг воздействия, и продолжать манипулировать им. Все аргументы вашего мужа из серии "жалко, стыдно, непорядочно, а как же они без меня?" - это уже будет скорее свидетельством его нежелания решать этот вопрос кардинально в действительности. Но тут есть один нюанс. Все это справедливо, если он изначально говорил ей, что не хочет ребенка и принимал меры предосторожности. А если он вообще об этом не думал и негласно согласился не использовать контрацептивы, то он несет ответственность за ее беременность наравне с ней. И тут останется тогда только полюбовно ее убеждать, но она, понимая, что он от нее теперь зависим, вряд ли согласится. И будет продолжать так или иначе требовать от него помощи. 2. Ваш муж несет ответственность за то, что случилась измена. Его насильно, полагаю, туда никто не тащил, а потому жалеть его не за что, увы. Да, вы можете его поддерживать, но в этой ситуации нет смысла становиться ему "мамой", которая начнет вытаскивать его из беды. Важно, как мне думается, оставаться женщиной. Которая может посочувствовать, но при этом не стоит взваливать на себя роль "все прощающей и все принимающей", потому что тогда вы станете тем, кто не нуждается в опеке и защите, ею окажется та женщина, которая не стесняется просить о помощи и демонстрировать эмоции. По возможности постарайтесь отдать ему ответственность за происходящее. Он - взрослый человек и сам заварил эту кашу. 3. И пока происходит все это, вы можете попытаться разобраться вместе с мужем, что привело к измене. Чего конкретно ему не хватало? Как он мог бы получить это в семье? Возможно, он не мог о чем-то вам сказать? Действительно ли так велика его потребность в ребенке? И с КЕМ ему важно было бы этого ребенка растить? А возможно, вам еще не поздно усыновить ребенка и тем самым решить задачу совместного воспитания детей? Ведь не так обязательно именно рожать, чтобы наслаждаться контактом с маленьким существом и реализовывать желание опеки? Подумайте над этим вместе, возможно, это в чем-то поможет вам объединиться.