Лента новостей

Воскресенье 14 декабря

09:25Благоприятные дни для свадьбы в феврале 2026 года 06:00Грант в Китай, "Онегин" в Москве, незавершенки в Петербурге: опен-коллы для художников 2026 00:00"Горячее" на новогодний стол: 4 эффектных блюда, которые легко приготовить 22:22Крещение Господне 2026: история и традиции праздника 18:00Праздник к нам приходит: 5 диффузоров для дома с новогодними ароматами 16:11День снеговика в 2026 году: история, традиции праздника и интересные факты 12:00Мода на масштаб: этой зимой выбираем (очень) большие аксессуары 09:04Магнитные бури в феврале 2026 года 06:02Основательница галереи "Тираж 1/1" Ольга Егармина дала совет начинающим коллекционерам 06:00Основательница галереи "Тираж 1/1" Ольга Егармина: "Подарок в виде картины считаю беспроигрышным и всегда уместным" 00:00Возрастные изменения губ: что происходит и почему "увеличение" не всегда лучший вариант 21:31Люся Чеботина объяснила, почему пока не хочет показывать нового возлюбленного публике 20:11Телеведущую Марию Григорьеву раскритиковали за поведение в Большом театре 19:13Наталья Рудова рассказала о требованиях к потенциальному избраннику 18:10Новогодний стол по-мужски: 5 мясных блюд с характером 15:25На форуме в Москве эксперты обсудили вопросы здорового похудения 14:30Что подарить на Новый год: идеи подарков для любителей моды 12:59Снуп Догг назначен почетным тренером сборной США на Олимпийский играх 2026 11:57Режиссер Сергей Газаров представил свою версию "Женитьбы Бальзаминова" в "Современнике" 11:56Режиссер Сергей Газаров: "Я активный противник дописывать за классиков или за любую хорошую драматургию" 10:50Елена Блиновская начала отбывать срок в привилегированном отряде колонии под Владимиром 10:40Гороскоп для женщины Рыбы на февраль 2026 года 10:18Алину Загитову заподозрили в анорексии после новых фото 05:00Сооснователь студии Archpoint Design Владимир Нишуков – о "бумажных проектах" в архитектуре и корпоративном творчестве 00:00Back to Brown: почему коричневый монохром стал главным зимним трендом 20:555 фатальных ошибок в работе с деревянными панелями, которые делают интерьер дешевым 19:44Ирина Шейк и Том Брэди поддерживают романтические отношения без обязательств 19:24Снять все лишнее: почему зима – лучшее время для пилинга кожи головы? 16:10Дженнифер Лоуренс и Джош Хатчерсон появятся в фильме "Голодные игры: Рассвет жатвы" 15:46В Москве представили персонажей новогоднего шоу "История игрушек" 14:46Агата Муцениеце показала первые кадры из роддома 12:56"Зумер" стало словом 2025 года по версии "Грамоты.ру" 12:36Шведская принцесса София оказалась втянута в скандал из-за связи с Джеффри Эпштейном 10:38Марк Богатырев и Татьяна Арнтгольц официально развелись 09:09Утка на Новый год 2026: оригинальные рецепты в духовке 08:49Джонни Депп получил главную роль в англоязычной экранизации "Мастера и Маргариты" 05:00Сидеть и ничего не делать: что такое равдоггинг и почему все говорят об этой практике 03:59Старый Новый год 2026: дата, история, традиции и обычаи праздника 00:00Как меняются веки у пользователей телефонов: доказанные механизмы "смартфон-птоза" 21:00Что надеть мужчине на новогодний корпоратив: 5 стильных образов для встречи 2026 года 20:005 тканевых масок, которые помогут коже в холодное время года 19:05Никита Ефремов получил три года условно по делу о финансировании запрещенной организации 18:40Алина Загитова рассказала об унижении со стороны тренеров 16:50Pinterest назвал главные тренды 2026 года 16:06Natan сообщил о планах покинуть Black Star после ухода Клавы Коки 14:22Памела Андерсон впервые подтвердила отношения с Лиамом Нисоном 10:06Бывший муж Дженнифер Энистон впервые станет отцом 08:39Евгения Гладкина рассказала о возрождении Федоскинского промысла 05:00Аэрогриль против духовки: когда он действительно незаменим, а когда проигрывает? 03:41Гороскоп на февраль 2026 года для женщины Водолей
  1. Консультации
  2. кризис 3-х лет
  3. Рубрикатор

Кризис трех-летнего возраста

Здравствуйте, помогите разобраться в ситуации с сыном. Ему 3,5 года. Он не садовский. Я с ним занимаюсь дома. Сейчас родился еще один сын (3 месяца), но старшему стараюсь уделять максимум внимания. Происходят такие вещи: без мамы никуда, ухожу в другую комнату или на кухню, когда он играет, он тут же зовет меня - Мам, ты куда, я без тебя не могу, иди ко мне. Еще постоянно играет фантазия: я сегодня чебурашка, а ты крокодил и т.п. Иногда просыпается после дневного сна в плохом расположении духа: что не скажешь - капризничает или плачет, ни чего не хочет делать, разыграться может только через полчаса. Может ли это быть связано с рождением второго, или с тем, что в морозы мы практически месяц сидели дома не выходя и не общаясь с другими? А самое главное, как от этого избавиться и как мне себя вести?

Анна, Москва, 32 года
Крисько Светлана

Крисько Светлана

Детская и подростковая психология, арттерапия, семейная психотерапия, тренинги.
Ответ : Коротко я вам ответила в личном письме, а это развернутый ответ из психологической теории кризисных периодов в жизни человека. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ В индивидуальном развитии этому кризису предшествует стадия независимости (Шостром, 2002). В возрасте от двух до трех лет ребенок во многих отношениях по-прежнему беспомощен. Однако по мере развития навыков ходьбы и манипуляций с предметами он обретает постепенно растущую физическую независимость. Ребенок не только учится контролировать свои движения, но и начинает лучше дифференцировать элементы своего окружения, имеющие значение для его нужд и удовольствий. Ребенок становится исследователем ради удовлетворения своего пробуждающегося любопытства. Ощущая свое могущество, он начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью». Ребенок ощущает растущее чувство независимости; его представление о собственной индивидуальности становится явным; взрослые словно бы перечат ему на каждом шагу. Первостепенной проблемой становится агрессия и контроль над нею. На взгляд Бюлер (Buhler, 1951), в этот период ребенок начинает проверять любовь окружающих к себе. В возрасте от восьми месяцев до четырех лет ребенок экспериментирует, пробует сделать то одно, то другое. Он исследует свои потребности в самоопределении и ставит эксперименты, желая проявить свою независимость от матери. Первое социальное достижение ребенка — способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она вернется. Фрейд называет этот период «анальной стадией», поскольку первое реальное расхождение между потребностью ребенка в автономности и родительским требованием дисциплины связано с усилиями взрослых приучить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно справлял свои физиологические нужды. Первые уроки по контролю над мочеиспусканием и дефекацией влияют на отношения ребенка с родителями. Он вскоре начинает понимать, что может доставить удовольствие или вызвать обеспокоенность, отдавая или задерживая фекалии и мочу. Так, в дополнение к отказу от еды, выделительные процессы становятся одним из первых видов оружия ребенка в отношениях с родителями. Эриксон называет этот период стадией «автономии против стыда и сомнения» (Эриксон, 1996). У ребенка развивается потребность быть независимым, однако он продолжает нуждаться в ощущении зависимости и в поддержке. С точки зрения развития у индивидуума способности любить ребенок на этой стадии нуждается в том, чтобы понять: его любят таким, какой он есть, даже «с грязной попой». Ему нужно узнать, что его ценят за его независимость точно так же, как за его зависимость. Эльконин (1995) определяет новообразования раннего возраста, оформляющиеся в три года, как личное действие и сознание «я сам». Внутри совместной со взрослым предметно-манипулятивной деятельности действие ребенка есть продолжение ситуации действования. К трем годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что симптомы кризиса трех лет появляются в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. В результате происходит «взрыв» прежней ситуации (Эльконин, 1995). Э. Келер (цит. по: Лютова, Монина, 2003) описывает основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса трех лет в виде «семизвездия». 1. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Негативизм отличается' от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент). Он противится содержанию просьбы: • социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание — содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, бо лее интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании; • отношением к эмоции. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, — сделать не так, как просят, а наоборот. 2. Упрямство — это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал» (Выготский, 2000). Это реакция не на предложение, а на свое собственное решение. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и «загоняют ребенка в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации. Л.С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого непослушания: • мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство); • отношением к себе (ребенок поступает наперекор другим потому, что это он так сказал и это он не хочет менять своих решений). 3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это «скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше» (Выготский, 2000). Кроме того, Выготский заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса трех лет. 4. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности. Остальные симптомы данного кризиса имеют вторичное значение. 5. Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями. 6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия. 7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского (2000), ребенок хочет стать «господином положения». Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть. Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.). Кризис трех лет — это прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка (Эльконин, 1995). Если же взрослые адекватно реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер. Важнейшей проблемой на этой стадии становится контроль над агрессивными чувствами. Задача родителей и или консультанта — направлять агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной. Поскольку предоставлять ребенку неограниченную свободу не менее вредно, чем излишне стеснять ее, следует помнить, что об этом говорит Хорни (Хорни, 1995): не сами по себе фрустрации и депривации имеют критическое значение для развития ребенка, а обстановка, в которой они происходят. Фактически ребенок способен вынести многое, если это происходит на фоне любви и заботливого отношения к нему. Rosensweig (1944) выделил три возможных способа справиться с возникшими агрессивными чувствами: Экстрапунитивный: враждебность направляется вовне, на других людей или на предметы. Когда этот способ становится доминирующим, человек может превратиться в «хронического критикана». Интропунитивный, когда прямая ответственность возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Такие люди могут быть вечно извиняющимися, с излишней готовностью принять вину на себя. Инпунитивный. Агрессивный аспект в данной ситуации подавляется. Когда этот способ становится доминирующим, человек может настолько подавлять свои агрессивные чувства и действия, что уже не в состоянии оценить их последствия для себя самого и для других. Каждый из описанных выше способов совладания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда его чувства просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло.

С уважением, Крисько Светлана