На главную
 
 

Клуб на Клео  \  Тексты

Занятия и игры с детьми 1,5-2,5 лет

Ребёнок в возрасте двух лет
Область физического развития включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте прежде всего важны координация и согласованность движений. Чем лучше ребёнок знает своё тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.
Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики.
Большая моторика – это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум годам малыш:
умеет бегать
умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой
умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге)

может маршировать
может ударить по мячу ногой
может ходить задом наперёд
способен сохранять равновесие на перекладине.
Мелкая моторика – это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется). К этому возрасту ребёнок должен уметь:
рисовать вертикальную линию
строить башню или дом из 4-6 кубиков
резать бумагу, держа ножницы одной рукой.
Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- или леворукость. В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает выполнять интересные для него задания. Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, является ваш ребёнок левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5-и годам.
Основная задача на данном этапе – продолжать предоставлять ребёнку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Учёные выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близости к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мелкую моторику ребёнка, вы тем самым способствуете развитию его речи.
Область познавательного или интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Оценить степень развития психических процессов у ребёнка к двум годам можно по следующим критериям:
малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт
выполняет простые указания и просьбы, предполагающие 2-3 действия
повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых.
стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции)
знает 130-200 слов
объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.
В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребёнка. Психологи называют период от 1.5 до 3-х лет сенситивным, то есть чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, дети которых молчат и не разговаривают. Какие же рекомендации можно дать взрослым, чтобы стимулировать и активизировать речь малыша
Во-первых, разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. Поэтому, если все вокруг молчат, ребёнок может не воспринимать речевое общение как необходимость, которая поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети обучаются разговаривать путём подражания взрослым, наблюдая за ними и копируя их поведение.
Во-вторых, чётко и ясно проговариваёте свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок. При этом может сложиться ситуация, когда вы прекрасно понимаете тот «тарабарский язык», на котором говорит малыш, и спокойно общаетесь с ним, но в ситуации, когда вас не будет рядом, ребёнок не сможет общаться с другими людьми – они его просто не поймут. А непонимание обычно вызывает у ребенка бурную негативную реакцию и отказ от дальнейшего взаимодействия. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ошибки ребёнка.
В-третьих, при общении с ребёнком вызывайте его на разговор и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание: «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолёт?». Обязательно помогайте ребёнку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь.
В-четвёртых, развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует красками и руками, раскрашивает, учится завязывать узелки, застёгивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а следовательно, помогают развитию речи.
Область социального развития включает в себя умения и навыки ребёнка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания. Итак, к двум годам ребёнок должен уметь:
проситься и ходить на горшок
заинтересованно относится к процессу одевания – охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться
мыть и вытирать руки
есть самостоятельно и уметь пить из чашки
уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой
чистить зубы с помощью взрослого
имитировать поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).

Познавательная активность, действия с предметами. ПРОГРАММА
Собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 колец, располагая их по убывающей величине. Собирать пирамидки из шаров, кубов одного размера.
Составлять башенки из 3 одноцветных последовательно уменьшающихся деталей-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.).
Разбирать и собирать трехместную матрешку.

Занятие на подбор предметов одного цвета
Цель. Учить находить по просьбе взрослого предметы определенного цвета. Развивать умение обобщать предметы по признаку цвета.
Материал. Игрушки одинакового цвета: флажки, ленты, мячи, шары, кубы, корзиночки, матрешки и т.п.
Ход занятия. По всей площади комнаты расставить различные игрушки. Мама показывает, например, красный флажок и просит принести игрушки такого же цвета. Взрослый ставит флажок на середину табурета (детского стульчика) и принимает участие в игре. Когда малыш приносит игрушку, мама прикладывает к ней флажок и говорит: «Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как флажок. Красный флажок и красный шарик». Располагает игрушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, мама не ставит игрушку рядом. На одном занятии малыш может подобрать предметы 2-8 цветов, но одновременно ребенок подбирает предметы только одного цвета.

Занятие с «занимательной коробкой»"
Цель. Продолжать знакомить ребенка с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали. Осуществлять выбор предметов 2 различных форм (шар, куб) и 3 величин - большой, поменьше, маленький. Учить действовать малыша по словесной инструкции.
Материал. «Занимательная коробка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7 cм2; 5 cм2; 3 см2 и круглые (диаметром 7 см, 5 см, 3 см). Кубы (6 см3, 4см3, 2 см3), а также шары (диаметром 6 см, 4 см, 2 см).
Ход занятия. Мама говорит малышу , что у него есть кубики и шарики разной величины. Она предлагает ему вложить предметы в «занимательную коробку». Для этого надо отсортировать кубы от шаров. Когда ребенок выполнит эту часть задания, взрослый предлагает опустить в нее вначале кубик, а затем шарик. Малыш выбирает указанные мамой предметы, произвольно ориентируясь в их величине. Маленький предмет ребенок сможет опустить в любое отверстие; предмет среднего размера опускается им в большое или среднее отверстие; большой предмет он проталкивает только в самое большое отверстие. Таким образом, он учится не только соотносить предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональными способами. Аналогично малыш опускает вторую, а затем третью пару предметов.

Занятие с одноцветной пирамидкой из 5 колец
Цель. Учить собирать пирамидку из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся и располагающихся на стержне. Продолжать развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине.
Материал. Одноцветная пирамидка из 5 колец.
Ход занятия. Мама, ставит перед малышом пирамидку, собранную по убывающей величине колец, и предлагает ее разобрать. Вначале нужно отложить на середину стола крышечку, затем снять кольца. « Покажи мне самое большое колечко !», - просит взрослый и предлагает опять нанизать его на стержень. Затем из всех оставшихся колец малыш выбирает вновь самое большое и надевает на стержень. Таким образом, собирается вся пирамидка от самого большого до самого маленького колечка. Пирамидка закрывается крышечкой, отодвигается на середину стола. Мама обращает внимание малыша на то, что он справился с заданием и хвалит его.
Варианты. Мама предлагает выложить все колечки цепочкой (от самого большого до самого маленького) и затем последовательно нанизать их на стержень. Цвет пирамидок варьируется.

Занятие с двумя пирамидками разного цвета
Цель. Учить ребенка выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при нанизывании шаров на стержень.
Материал. 6 шаров имеющие сквозное отверстие 2-х цветов (например, 3 красных и 3 синих). Невысокий стержень (12-15 см).
Ход занятия. Перед ребенком находится коробочка, в которой лежат шарики красного и синего цвета, имеющие сквозное отверстие. Мама показывает пирамидку в собранном виде. «Эта пирамидка из красных шариков», - поясняет взрослый. Затем показывает точно такую же пирамидку из синих шаров и дает соответствующее пояснение.
В следующей части занятия мама начинает последовательно снимать шарики то с одной, то с другой пирамидки и складывать их в коробку. Таким образом, перед взрослым оказывается аналогичная коробочка, наполненная разноцветными шарами. Далее мама вновь нанизывает шары, выбирая только красные и называя их цвет. «Этот шарик красного цвета, а этот тоже красный, и этот шарик -красненький!»
Малыш собирает пирамидку по показанному образцу. Оставшиеся шары он нанизывает на второй стержень. «Какие красивые синие пирамидки», - говорит взрослый, выделяя голосом название цвета. Затем мама предлагает ребенку снять шарики со стержня и сложить их в коробочку. Шары смешиваются.
В конце занятия ребенок по словесному указанию самостоятельно собирает пирамидку красного цвета, затем пирамидку синего цвета, т.е. повторяется первая часть занятия. Если малыш ошибается, взрослый помогает ему, прибегая к показу и наглядному сравнению.
Варианты.. Аналогичное занятие проводится с 3 одноцветными кубами и прочими подходящими предметами. Варьируется также цвет пирамид.

Занятие с 3 кубами-вкладышами
Цель. Закреплять у ребенка умение соотносить предметы по величине. Развивать более тонкое зрительное восприятие: практические знания о величине предметов в соотношении «большой —поменьше - маленький». Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при выкладывании, раскладывании и накладывании однородных предметов разной величины.
Материал. 3 куба-вкладыша разной величины (с разницей 3 см3), одного цвета.
Ход занятия. Мама дает ребенку 3 куба, последовательно вложенных один в другой. Обращает внимание на то, что они вложены друг в друга, и предлагает достать самый маленький предмет, затем средний, наконец, останется самый большой. Взрослый выстраивает их цепочкой так, что образуется как бы лесенка, мама обращает внимание на величину предметов и предлагает показать большой, поменьше и маленький кубики.
«Сделаем башенку из кубиков», - предлагает мама и показывает, как ее построить из 3 деталей: нужно использовать все 3 кубика, располагая их в определенной последовательности и накладывая сверху один, на другой. Башенка отставляется на середину стола («Вот, как Илюшенька умеет!»). Если у малыша возникнет желание поиграть с кубиками, взрослый может предложить им кубы другого цвета.
Варианты. Аналогично проводятся игры в построении башенок из других полых форм (конусов, цилиндров, усеченных трех-четырехгранных пирамид и пр.)

Занятие с трехцветной матрешкой
Цель. Продолжать учить ребенка соотнесению предметов по величине. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Материал. Расписная матрешка (высотой 8-10 см), вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная.
Ход занятия. Мама ставит на стол перед ребенком красивую матрешку. Встряхивает ее, имитирует голосом стук: « Тук, тук, тук! Кто там?» Открывает матрешку, достает вторую. «В гости к тебе пришли две матрешки», - говорит мама. Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее. Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку.
Мама предлагает закрыть части первой, большой матрешки, правильно совместив ручки и фартучек. Она демонстрирует этот момент сама: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы малыш видел совместившиеся части рисунка.
Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия.
В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую, совмещая рисунок верхней и нижней половинок. Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, мама должна помочь ему.
Варианты. Аналогично проходит занятие с трехместными расписными бочатами (высотой 6-8 см).

Занятие с пирамидкой из 4-5 разноцветных колец
Цель. Учить ребенка собирать пирамидку из последовательно уменьшающихся 4—5 разноцветных колец. Развивать более тонкую дифференцировку, умение малыша не отвлекаться от поставленной задачи.
Материал. Разноцветная пирамидка из 5 последовательно уменьшающихся колец.
Ход занятия. Мама предлагает разобрать пирамидку из 5 разноцветных колец. Она показывает, как можно выложить кольца цепочкой: большое, поменьше, еще меньше, маленькое, совсем маленькое. Проверяет, чтобы цепочка была составлена правильно.
Во второй части занятия малыш нанизывает кольца последовательно, беря каждое очередное колечко из выложенной цепочки.
Повторно ребенок разбирает и собирает пирамидку самостоятельно или с небольшой помощью взрослого: например, мама напоминает, что каждый раз необходимо выбирать самое большое колечко из всех оставшихся.
На последующих занятиях ребенок учится подбирать предметы по величине с меньшей опорой на автодидактические приемы[1], используя лишь чисто зрительное сравнение.

Занятие с Белочкой и Зайчиком
Цель. Учить ребенка действовать в показанной взрослым системе. Развивать зрительную память. Учить действовать с предметами в системе их чередования. Способствовать развитию воображения, умению действовать в сюжетно-отобразительной игре.
Материал. Кубы: 6 красных и 6 синих. Две игрушки: зайчик, белочка. Все предметы соразмерны.
Ход занятия. Мама показывает малышу зайчика и белочку, говорит, что они живут в лесу и любят вместе играть: в прятки, догонялки, в жмурки и др. Однажды они решили поскакать по пенечкам. На лесной полянке друзья расставили пенечки, и договорились, что у зайчика будут синие пенечки, а у белочки - красные. Каждый может перескакивать на пенечек своего цвета.
Во второй части занятия взрослый берет 10 кубиков и расставляет их по кругу, чередуя по цвету: красный - синий - красный - синий. Предметы располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Мама ставит зайчика на синий кубик, а белочку рядом с ним - на красный и договаривается с малышом: «Ты будешь зайчиком, а я - белочкой.» Фигурки поворачиваются друг к другу спинками и начинают «перескакивать» через пенечек, попадая только на свой цвет, наконец, они встречаются на противоположной стороне круга, обращенные друг к другу мордочками. Этот момент взрослый эмоционально обыгрывает: зверюшки здороваются, разговаривают и разбегаются в обратную сторону, встречаясь вновь на прежней стороне круга. Сценка встречи повторяется. Затем мама и ребенок меняются ролями. Игра повторяется.
Варианты. Например, зверюшки скачут поочередно по кругу. Если малыш ошибается, зайчик или белочка не могут перескочить через 2 кубика и «отказываются» играть. Второй вариант - зверюшки, встречаясь «договариваются кто, кого пропустит в этот раз». И, наконец, зверюшки, встречаясь, что-то дарят друг другу, поют, читают стихи и т.п. При повторении игры, мама просит ребенка самостоятельно расставить кубики – «пенечки», чередуя их по цвету, форме или величине.

Занятие «Достань колечко!»
Цель. Научить ребенка с помощью палочки придвигать к себе разнообразные предметы, формировать понимание назначения орудия.
Материал. Палочки длиной 30-35 см с круглым сечением от 0,5 до 1 см; цветные кольца диаметром от 5 до 8 см; можно использовать пластиковую пирамидку.
Ход игры. Мама располагает на расстоянии 50 см от ребенка разноцветные колечки, предлагает малышу поочередно придвинуть палочкой колечки. Показывает, как это можно выполнить, затем предоставляет ребенку самостоятельность. Когда все колечки будут придвинуты, мама предлагает выложить их по величине «в линеечку», подает малышу стержень для нанизывания колец. Ориентируясь на самое большое колечко, ребенок собирает пирамидку целиком.

Занятие «Ловись рыбка!»
Цель. Познакомить ребенка со свойствами воды, плавающими игрушками. Учить пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Материал. Таз или надувной бассейн, сачок диаметром 10-15 см с ручкой длиной 40-50 см.
Ход игры. Мама предлагает малышу посмотреть, сколько красивых, игрушек плавает в воде (в условиях дома можно использовать ванную, наполнив ее водой на 2/3 объема, температура воды должна быть не менее + 36 градусов С). Нужно опустить в воду разноцветные шары, рыбки, кубы, кольца и пр. Мама применяет вначале метод пассивного движения, т.е. рукой ребенка, в которой он держит сачок выполняет вылавливание одной-двух игрушек. Затем малыш играет самостоятельно под присмотром взрослого. Выловленные игрушки рассматриваются. Отмечается их цвет, величина. Их можно складывать в ведерко.
Примечание. Малыш не должен видеть, как выловленные им предметы вы вновь бросаете в воду. Иначе смысл его «работы» теряется и ребенок может выразить вам протест. Отнеситесь к его игре с пониманием, похвалите за «удачный улов».

Занятие «Забавная ленточка»
Цель. Учить ребенка использовать предметы в качестве подручных средств для решения практических задач, т.е. учить воздействовать предметом на предмет и использовать предметы в качестве орудий, творчески комбинируя их.
Материал. Цветные ленты (длина 1-1,2 м; ширина 2,5- 3 см), фломастеры, по цвету соответствующие лентам (например, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и т.п.).
Ход занятия. Мама показывает ребенку цветные ленты, предлагая малышу назвать их цвет, и просит к каждой ленточке подобрать фломастер, соответствующий ее цвету. Предметы раскладываются попарно. Затем, мама открывает крышечку одного из фломастеров, берет ленточку соответствующего цвета, наматывает ее кончик на носик фломастера и плотно закрывает крышечкой. Лента, укрепленная в фломастере, становится предметом для игры. Другие ленточки ребенок закрепляет сам (или с помощью мамы). Ребенок поднимает ленточку над головой как флажок, размахивает, затем опускает вниз, крутит ленточку, делает ею «змейку» и др. Малыш должен действовать левой и правой руками. Мама обращает внимание ребенка, что ленточка «танцует» вместе с ним и учит делать с ленточкой (или двумя лентами одновременно) различные пассы: ленточка извивается красными «узорами». В этом занятии можно использовать музыкальный фон.

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим миром. ПРОГРАММА
Ребенок в возрасте от 2 лет до 2 лет и 6 месяцев должен получить, в первую очередь, основные знания о человеке и о предметах, его окружающих. Вместе с тем следует продолжить знакомство малыша с окружающим миром, формировать у него обобщенное понимание названий предметов, относящихся к одной группе (собирательные существительные):
одежда (рубашка, платье, юбка, кофта и т.п.);
посуда (чашка, стакан, тарелка, ложка и т.п.);
мебель (кровать, стол, стул и т.п.);
транспорт (машина, автобус, троллейбус и т.п.);
овощи (капуста, морковь, картошка, свекла, лук и т.п.);
фрукты (яблоко, груша, слива, виноград, банан и т.п.);
животные (собака, кошка, заяц, лиса, медведь, обезьянка, слон и др.);
растения (травка, дерево, кустик, цветок, елочка и пр.);
профессии (доктор, дворник, водитель автобуса и др.).
Учить ребенка свободно ориентироваться среди окружающих предметов, относящихся к различным видам деятельности человека (трудовой, бытовой, художественной, игровой). Давать более точные представления об их качествах и взаимосвязях. Объяснять такие свойства, как твердый – мягкий, сухой – мокрый, холодный – теплый, чистый – грязный, длинный – короткий, а также расположение предметов в пространстве (в, на, под, из, высоко, низко, далеко, близко), их количество (один, много, мало); особенности движения (быстро-медленно, вперед-назад).
Продолжать знакомить малыша с произведениями фольклора и художественной литературы.

Моделирование знакомых ситуаций с помощью игрушек
Занятие «Кукла Ляля умывается»
Цель. Запомнить названия предметов гигиены (мыло, мыльница, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа) и их свойства (величина, цвет, фактура) и назначение. Изучить характеристики воды (холодная, горячая, прозрачная, течет). Словесно обозначать характер действий: намылить, тереть, смыть, вытереть и т.п.
Использовать знакомую ребенку потешку «Водичка-водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико, (Тане, Маше и др.)
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Предложить повторить за мамой знакомые строчки, называя куклу по имени. Вызвать ребенка на диалог с ней (за куклу говорит взрослый).
Материал. Кукла среднего размера (45 – 50 см). Игровые аксессуары для умывания куклы (мыло-кубик, мочалка, полотенце и пр.), широкая миска (тазик), игрушечная детская лейка, наполненная водой.
Ход занятия. Мама показывает иллюстрации к потешке «Водичка-водичка», напоминает ребенку ее содержание, читает. Предлагает малышу поиграть с куклой Лялей.
Во второй части занятия мама просит ребенка принести все необходимое для умывания куклы и располагает Лялю около тазика. Предлагает малышу посмотреть, как льется из лейки вода, послушать, как она журчит, отметить ее прозрачность, просит опустить в лейку пальчик: узнать, какая она по температуре (холодная, теплая, горячая).
В третьей части занятия игра разворачивается ситуативно. Мама и малыш намыливают куколке ручки, ребенок льет водичку на них, затем мама поливает, а ребенок моет кукле личико. Мама читает потешку, просит малыша повторять за ней слова. Ребенок вытирает кукле полотенцем лицо и ручки. Взрослый предлагает ему «поговорить» с куклой. В конце занятия малыш играет произвольно, по своему замыслу.
Примечание. По аналогии проводятся занятия: сборы на прогулку, кормление, укладывание спать, купание и т.п. В отличие от более раннего возраста, малышу предоставляется бОльшая самостоятельность, взрослый «идет за ребенком», давая ему возможность проявить инициативу, творческий поиск.

Занятие «Магазин игрушек»
Цель. Закреплять представления о знакомых игрушках (матрешка, пирамидка, мяч, кукла, машина и т.п.). Учить составлять предложения из 3–4 слов, в которых говорится о какой-либо игрушке, отмечаются ее особенности, характер действий с ней.
Материал. Игрушки, которые есть в хозяйстве малыша. По договоренности их размещают в «магазине». Взрослый и ребенок выступают как партнеры: покупатель и продавец (роли распределяют по взаимному согласию).
Ход занятия. Покупатель приходит в магазин и объясняет продавцу, какая ему нужна игрушка. Взрослый старается провести с малышом интересный диалог, побуждает строить предложения из 3 – 4 слов, правильно согласуя их в роде, числе и падеже.

Занятие «Мытье кукольной посуды»
Цель. Закреплять представления ребенка о посуде и кухонных принадлежностях, активизировать употребление в речи слова «посуда». Привлекать малыша к посильному труду. Учить отвечать на вопросы взрослого: называть цвет чашек, тарелок, их величину.
Материал. Миска, губка, кухонное полотенце. Использовать наборы игрушечной посуды.
Ход занятия. Мама приглашает малыша помыть посуду для кукол. Взрослый показывает, затем предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно. В процессе игры взрослый побуждает малыша называть предметы и их особенности. Затем игра разворачивается ситуативно по желанию малыша, например, куклу угощают чаем и т.п.

Занятие «Транспорт»
Цель. Научить узнавать и называть игрушки, изображающие различные виды транспорта. Побуждать детей к высказываниям об этих игрушках, их назначении: перевозить кукол и различные предметы. При звукоподражании развивать правильную артикуляцию звуков.
Материал. Использовать игрушки, изображающие транспортные средства, например, автомобиль, грузовую машину, автобус и т.п., и игрушку–телефон (или предмет – заместитель, например, деревянную ложку).
Ход игры. Мама договаривается с малышом, что по «телефону» она вызывает машину для мишки, который поедет в гости к кукле. Разыгрывается сценка разговора по телефону. Ребенок едет за мишкой и отвозит его к кукле. Затем то же самое выполняется с зайкой, Петрушкой, белочкой, слоником и др. Мама старается активизировать речь ребенка, побуждает к творческому развитию сюжета.

Занятие «Рассказ о работе доктора»
Цель. Закрепить представление о работе врача. Дать основные знания об этой профессии: заботится о здоровье, лечит больных, выслушивает их трубочкой, смотрит горло, дает лекарство.
Материал. Игрушки–пациенты: Зайка, Мишка, Слон, Свинка и др. Необходимые аксессуары для отображения действий врача: градусник, трубочка, бинт, ватка и др. (можно использовать предметы – заместители).
Ход игры. Мама вводит малыша в сюжет игры: звери заболели, их необходимо лечить, послушать трубочкой, дать лекарство и т.п. Игра разворачивается ситуативно. Мама показывает действия доктора, говорит от имени пациентов, старается активизировать малыша, предоставляя ему возможность самостоятельно действовать в игре. Активизирует речь, учит выражать свои действия и желания словами.

Игры-занятия с картинками и картинами
Программное содержание
Учить группировать картинки по назначению изображенных на них предметов, опираясь на собирательные (обобщающие) имена существительные (одежда, обувь, посуда, игрушки, животные, птицы и т.д.).
Учить ребенка обозначать доступными речевыми и неречевыми (жест, мимика) средствами наиболее заметные отличительные особенности (у коровы – рога, у лошади – грива, у свиньи – пятачок, у кошки – усы и т.п.).
Продолжать формировать знания о человеке, его деятельности, отношении к животному и растительному миру. Учить понимать более узкие обобщения: животные – живущие рядом с человеком (домашние); животные – обитатели леса. Узнавать и называть на картинке зайца, лису, волка, медведя. Формировать их реалистический образ, используя картинки, а также сказочный образ, используя сказки и иллюстрации к ним.

Занятие «Овощи»
(по произведению Юлиана Тувима)
Цель. Закрепить знания ребенка об овощах. Ввести в активную речь малыша понятие «овощи». Развивать мыслительные операции анализа, синтеза и сравнения. Учить рассматривать картинки и называть, что на них нарисовано. Использовать картинки в качестве наглядного, иллюстративного материала в процессе прослушивания художественного произведения.
Материал. Картинки «Овощи» (8 шт.): огурец, помидор, редис, картошка, горох, капуста, репа, морковь. Платок и сумка для «хозяйки» (роль хозяйки исполняет мама).
Ход занятия. В первой части занятия мама оживляет в памяти малыша знания и представления об огородных культурах, подчеркивает их необходимость для людей. Во второй части она договаривается с ребенком: «Я буду хозяйкой, которая пойдет на рынок за овощами». Надевает на голову платок, берет сумку, выходит на несколько секунд за дверь. Возвращается, делая вид, что ей тяжело: сумка «полная».
В третьей части – мама читает стихотворение. При этом показывает картинки и выкладывает их на стол.
Хозяйка однажды с базара пришла…
При этом ребенок наблюдает за действиями взрослого. Далее игровой момент разворачивается ситуативно, мама может предложить малышу посолить суп, попробовать какой он вкусный, покормить зверюшку, предложить ребенку самостоятельно сварить суп и т.д.

Занятие «Животные – друзья человека»
Цель. Закрепить и расширить представления о домашних животных: собаке, кошке, лошади, корове, козе, свинье, овце. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи. Ввести в активную речь названия животных, живущих рядом с человеком.
Материал. Предметные картинки «Домашние животные». Использовать иллюстрации из знакомых книг о животных, например, И.В. Цветковой «Кто-кто рядом с нами живет», А. Барто «Кто как кричит?», русские народные потешки и др.
Ход занятия. В первой части занятия мама показывает малышу картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Ребенок узнает и называет их, если затрудняется, мама помогает ему. Взрослый спрашивает, помнит ли малыш голоса животных, и побуждает его к звукоподражанию.
Во второй части – взрослый и ребенок рассматривают картинки, сравнивают, отмечают особенности (например, у коровки – рога, у лошадки рогов нет; у козочки есть рожки, но она маленькая, а коровка – большая и т.п.). В третьей части занятия взрослый читает художественное произведение, рассматривает вместе с ребенком иллюстрации. В конце мама переводит занятие в игру, предлагая ребенку стать «лошадкой» или «козочкой», далее действие разворачивается по ситуации.

Занятие «Кто живет в лесу?»
Цель. Учить узнавать животных на картинках и называть их (в начале занятия последовательный показ картинок, если малыш помнит и называет животных, в конце занятия – выбор одной картинки из двух). Такое занятие обучает ребенка рассматривать изображения и замечать отличительные признаки.
Материал. Картинки из серии «Дикие животные»: заяц, лиса, медведь.
Примечание. Данное занятие при повторении постепенно обогащается дополнительной информацией и новыми картинками с животными и птицами –обитателями леса (белка, волк, филин, дятел и др.).
Ход занятия. В первой части занятия ребенок рассматривает картинки, взрослый побуждает отмечать отличительные признаки животных (медведь – большой, с коротким хвостиком; заяц – маленький, с длинными ушками, коротким хвостиком; лиса – рыжая, с пушистым длинным хвостом; еж – колючий и др.).
Во второй части занятия мама разыгрывает перед ребенком русскую народную потешку «Тень-тень–потетень», используя картинки, иллюстрации или соразмерные (среднего размера – 20–25 см) игрушки. Мама читает потешку, представляя обитателей леса:
Тень–тень–потетень,
Выше города плетень,
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса –
Всему свету я краса!
Похвалялся зайка –
Поди догоняй-ка!
Похвалялися ежи –
У нас шубки хороши!
Похвалялся медведь –
Я умею реветь!
В конце проводится сопоставление игрушки с картинкой. Мама просит малыша рассказать о каждом персонаже потешки. Далее игра разворачивается ситуативно, по творческому замыслу малыша.

Занятие «Кирпичики»
Цель. Научиться использовать строительный набор. Обучить ребенка строить из «кирпичиков», ставя их по принципу чередования то горизонтально, то вертикально (один кирпичик – на широкую сторону, другой – на и узкую) Развивает мелкую моторику пальцев, внимание и способность действовать с предметами в порядке чередования.
Материал. Одноцветные «кирпичики» (параллелепипеды) – 20 шт. (это может быть конструктор или просто брусочки)
Ход занятия. Мама показывает как следует ставить кирпичики в порядке чередования на широкую и узкую стороны, затем ребенок выстраивает заборчик самостоятельно. За заборчик помещаются мелкие игрушки-животные. Далее игра разворачивается по замыслу ребенка.
Примечание. Варианты занятия предполагают чередование деталей не только по форме, но и по цвету. Могут быть предложены и разные сюжеты: заборчик для машин, для садика, для дома и т.п.

Занятие «Ежик»
Цель. Учить создавать из природных материалов образы знакомых
животных и предметов.
Материал. Сосновые шишки, мох, пластилин.
Ход занятия. Предложить ребенку выбрать самую большую и
«пушистую» (раскрытую) шишку. Прилепить к ее хвостику небольшой шарик из пластилина, оттянуть «носик» вперед, сделать глазки из семян. В плоскую коробочку поместить кусочек мха. На него выложить поделки.
Примечание. Аналогичные поделки можно выполнять из желудей, сучков, корней, веточек, камешков и др.

Занятие «Меленка-вертеленка» (вертушка)
Цель. Показать ребенку конструирование из бумаги. Привлечь малыша к наблюдению и сотворчеству с взрослым.
Материал. Использовать двустороннюю цветную бумагу, плоскую палочку (25–30 см). Вырезать из бумаги квадрат (15х 15 см в квадрате), согнуть по диагоналям и сделать по ним разрезы на 2/3 с каждого угла квадрата.
Ход занятия. Взрослый расправляет заготовленный квадрат с прорезями. Каждый разрезанный уголок квадрата разделен на 2 части, одна из них приклеивается к центру квадрата, образуется розетка–меленка», которая крепится гвоздиком к палочке (взрослый подробно комментирует все свои действия, которые должны быть синхронны со словами. Папа побуждает ребенка к активному участию, сотворчеству). Ребенок наблюдает за действиями взрослого и участвует в изготовлении игрушки. Когда игрушка будет готова, взрослый предлагает взять ее на прогулку, где малыш будет наблюдать за вращением «меленки-вертеленки» при движении или ветре.

Занятие «Птички клюют зернышки»
Цель. Познакомить ребенка со свойствами бумаги (листа) и карандашами (фломастерами): карандаш оставляет на бумаге «след» – можно рисовать. Использовать прием постукивания кончиком карандаша – «клевания зернышек».
Материал. Бумага, карандаши.
Ход занятия. Мама с помощью игрушек разыгрывает ситуацию кормления птичек. Напоминает о наблюдениях за птичками на прогулке.
Далее предлагает на листе бумаги при помощи карандаша показать, как птички «клюют зернышки», показывает сама, используя прием «пассивных движений», т.е. вначале действует рукой ребенка.

Игры-занятия с рисованием
Занятие-рисование «Рыжики»
(с использованием трафарета)
Цель. Учить ребенка правильно держать кисть, закрашивать краской в пределах обозначенного пространства, проводить линии – прямые и замкнутые. Показать, как с помощью рисунка можно выполнить какую-либо композицию. Напомнить о впечатлениях от лесных прогулок.
Материал. Зеленый лист бумаги, белый лист-трафарет (имеет прорези, контуры грибов), оранжевая краска (гуашь).
Ход занятия. На зеленый лист накладывается трафарет, закрашиваются контуры грибов.
Контурный лист-трафарет аккуратно снимается, перед ребенком на зеленом фоне возникают грибы – рыжики.
Примечание. Аналогичные занятия могут быть проведены на темы: «Огурец и помидор», «Яблоко» и др.

Занятие-рисование «Желтые листочки»
Цель. Вспомнить впечатления от листопада на прогулке. Учить приему оставлять отпечатки кисти с краской на бумаге.
Использовать стихотворение А. К. Толстого.
Осень. Обсыпается
Весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые
По ветру летят.
Материал. Лист бумаги, краски (желтая, красная, зеленая), вода для смывания кисти, тряпочка для вытирания кисти.
Ход занятия. Мама читает стихотворение. Показывает, как окунуть кисточку в краску и оставить отпечатки на бумаге – листочки: «Получится «листопад»». Ребенок самостоятельно выполняет рисунок.
Примечание. Аналогичные занятия могут быть проведены на сюжеты: «Дерево с листочками» (дерево рисует взрослый); «Следы на снегу», «Снег идет» и др.

Занятие-лепка «Золотое яичко» (по сказке «Курочка Ряба»).
Цель. Учить скатывать шарик и сдавливать его между ладоней.
Материал. Пластилин (глина).
Ход занятия. Мама напоминает ребенку сказку «Курочка Ряба». Потом они синхронно скатывают кусочки желтого пластилина между ладоней. Далее занятие разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребенка.
 

Обсуждение 6  

Оставить комментарий
 
 
Ваш ник: shadow nick
ваш отзыв *
 
Войти при помощи: